Мой сосед по садовому участку сел за руль «Жигулей» в приподнятом настроении: позади трудовая неделя, впереди — отдых на лоне подмосковной природы.
Но недолго радовался огородник и автолюбитель. На железнодорожном переезде у станции Снегири веселая дежурная, заболтавшись со сменщицей, опустила тяжелый шлагбаум прямехонько на его машину. Лобовое стекло — вдребезги, хорошее настроение — тоже. А железнодорожная служительница рот ладошкой прикрывает: смешно ей глядеть на интеллигента в очках, как он вокруг побитого «жигуленка» скачет...
Вот еще дорожные шалости. Сразу тридцать пассажиров пишут в редакцию из столицы Украины: «Мы должны были сесть в поезд Киев—Ужгород. Наш вагон — прицепной. Пришли на вокзал, отыскали состав, но вагона нашего нет. Бегали, искали, волновались. Только перед самым отправлением этот вагон подали. Впопыхах кое-как разместились, вещи разложили— поехали... Поужинав, легли отдыхать. Рано утром проснулись — стоим. Час стоим, другой. В чем дело? Оказывается, пока мы спали, наш вагон, в спешке прицепленный к составу, отцепился и остался на путях. Пока нас хватились, пока искали и цепляли снова, время ушло. И поезд, к которому вас должны были прицепить во Львове, тоже ушел без нас...»
Такой вот сервис. Проводник, нимало на смущаясь случившимся, предложил идти перекомпостировать билеты и добираться кому куда надо «своим ходом». Пассажиры (а среди них инвалиды, женщины, старики, детишки) возмущаются, требуют объяснений, грозятся написать самому министру.
Что же в ответ местное железнодорожное начальство? А ничего! Очи ясные к небу возводит и смиренно ответствует: «Воля ваша — пишите. Пассажир у нас всегда прав».
Легче людям от подобной «самокритики»? Вряд ли. Они ведь деньги сполна заплатили, поверили транспортному ведомству и вправе требовать, чтобы их своевременно и с комфортом доставили куда нужно.
Я вот пишу и думаю: людям все же легче, они, по крайней мере, на хамство и безответственность пожаловаться могут. А как быть бессловесным народнохозяйственным грузам, коих сотни миллионов тонн колесят по стране? С ними тоже иногда происходят весьма странные истории. Одну из них мне рассказали сами железнодорожники.
Многие годы согласно действующим правилам и инструкциям предприятия-отправители указывали для своих грузов точный адрес конечного пункта доставки лишь в том случае, если грузы эти «следуют в пределах одной железной дороги». Но таких не так уж много набирается. Магистралей же у нас в стране — больше трех десятков. Куда адресуют грузы, если станция назначения в сопроводительных документах не указана — на деревню дедушке, что ли? Примерно так и есть. Безадресность планирования перевозок порождает, мягко говоря, нерациональные, а подчас просто лишенные здравого смысла маршруты.
Так, Астраханское областное управление рыбпотребсоюза однажды занялось перевозкой арбузов со станции Линейная Северо-Кавказской дороги на станцию Кутум уже другой магистрали — Приволжской. Причем обе станции, если внимательно посмотреть на географическую карту, окажутся вблизи одного и того же города — Астрахани.
Но поскольку везли по маршруту «с дороги на дорогу», расстояние как бы само собой стремительно росло, тяжелый вал тонно-километров растягивал пространство. И вот уже арбузы транспортируют сначала на грузовых автомашинах с бахчей до станции Линейная, потом по рельсам — до станции Кутум, потом опять на грузовиках — на склады и базы, и, наконец, в магазины. Пока такой крюк загибали, часть скоропортящейся продукции в полную негодность пришла...
Когда поняли это, спохватились да подсчитали убытки, пришли к выгоду: лучше было бы те арбузы с бахчи сразу в магазины везти — тут на машине рукой подать...
Умные мысли хороши, когда являются вовремя. Бели бы всегда у нас именно так получалось, глядишь, меньше было бы на славных стальных магистралях всяких дорожных шалостей и странных историй.
Г. ЯСТРЕБЦОВ
газета "Правда" от 28 января 1988 года № 28 (25380)
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области