ТЮМЕНЬ
Главная «гавань» потока овощей и фруктов в столицу нефтегазового комплекса —
Тюменская плодоовощная база горплодоовощторга с современными хранилищами и цехами.
— Несмотря на ненастную осень,— рассказывает директор базы В. Федоров, — мы больше запланированного заготовили картофеля, моркови, свеклы, лука и другой продукции полей, которой хватит тюменцам до следующего урожая...
Переходим из помещения в помещение. Осматриваем каждый уголок, знакомимся с хозяйкой склада № 2 Л. Точиевой. На ее попечении 4.500 тонн картофеля, 200 тонн лука, 350 тонн редьки, большое количество моркови, свеклы. Все это в контейнерах. На складах и в секциях сухо, прохладно.
— Что было раньше, и что имеем теперь отличается, как небо от земли, — говорит Лидия Борисовна. — Вместо развалюх — кирпичные корпуса, мощные холодильники и вентиляторы. Если прежде все работы по приему и отгрузке продукции выполняли вручную, то сейчас большинство операций механизировано.
В цехе фасовки машина помогает сортировать и укладывать картофель в полиэтиленовые сетки. Действует механизированная линия мойки моркови.
Но, как выяснилось, на главной овощной базе Тюмени немало и «узких мест». Вызывает беспокойство качество некоторых видов продукции и, в частности, лука-репки. «Компрометируют» добротное хранилище и огромные лужи, грязь. Как выяснилось, виновник антисанитарии — трест по ремонту и строительству дорог, который проваливает сроки благоустройства территории базы. Немало претензий к поставщикам фасовочной сетки — Свердловскому заводу пластмасс. Уложенные в нее полтора-два килограмма картошки или моркови то и дело рассыпаются.
А как относятся к хранению урожая в ведомственных хранилищах? На станции Туринской УРС Главтюменьнефтегаза построил современное плодоовощехранилище. Здесь продукция содержится в сухих и чистых помещениях.
Знакомство же с расположенным рядом овощехранилищем УРСа Главтюменьгеологии вызывает беспокойство. Сооружается оно уже шесть лет и до сих пор не доведено до кондиции. Стены и крыша есть, а холодильное оборудование и вентиляция не смонтированы. Строители затягивают возведение н других овощехранилищ главка — в Сургуте, Салехарде, Лабытнангах, Тарко-Сале... В результате часть овощей и фруктов, предназначенная для геологов, пребывает в ветхих и неприспособленных складах,
В ходе рейда проявились проблемы, характерные для большинства городов и поселков области. Одна из них — острая нехватка торговых площадей. Обеспеченность ими в Тюмени составляет всего 67 процентов.
Н. БАДРЫЗЛОВ - председатель группы НК горплодоовощторга; М. КОНДРАТ — председатель Тюменского городского комитета НК; В. ОРЛОВ — корр. «Правды». г. Тюмень.
КЕМЕРОВО
Телеграммы были полны драматизма: «Получили гнилой лук! Немедленно забирайте! Иначе вывезем на свалку!» Работники оптово-розничного комбината в Ташкенте тут же отрядили в дорогу двух гонцов.
В Кемерове встретили посланцев негостеприимно: — Подтвердите-ка свои полномочия! Предъявите договор на поставку!
Ташкентцы показали доверенность. Но копии договора у них с собой не было.
— Без текста договора нет разговора!
Но гости жаждали обследовать свой товар, который охаяли чины из здешнего горплодоовощторга.
Картина, которая предстала взору, впечатляла: помещение склада доверху было набито луком.
— Вот здесь, возле стены, и лежат ваши триста тонн, — пояснили ташкентцам. — Как видите, лук почти сгнил. Так что платите за половину. На том и сочтемся...
— Но как мы узнаем, что это наш продукт? — не веря глазам своим, восклицали гости. — Покажите приемные документы.
Тут-то обнаружилось: как положено, приняли лишь первую партию лука, остальные 150 тонн даже не стали оформлять. Получатели как бы заранее обрекали его на гибель. Да иной участи у него при подобном хранении и быть не могло. Выходит, слали телеграммы с тайным умыслом свалить с больной головы на здоровую?
Но ташкентцы Г. Закиров и Т. Аношкина платить за испорченный товар отказались и пришли в корпункт «Правды»:
— Побывайте на базе номер семь. Поглядите, как там народное добро хранят.
Перед тем как отправиться туда, я обратился в горплодоовощторг узнать мнение об интересующем объекте. И услышал:
— Хранилище это у нас образцовое, одно из лучших.
Однако увидел там, так сказать, образцы совсем иного плана. Сначала нам показали склад, где как попало было свалено несколько тысяч тонн лука.
В одной камере догнивало около 400 тонн винограда на 109 тысяч рублей. В другой — покоилась гора в 247 тонн буровато-серой массы. Еще недавно она называлась томатами и была оценена в 40 тысяч рублей, в третьей — свыше ста тонн бахчевых на ту же сумму. Такой вот натюрморт с гнильцой.
Масштабы потрясали.
— Что делать: слишком много поступает овощей. Перебирать — рабочих не хватает,—
оправдывались руководители базы. — Издержки в нашем деле неизбежны, без убыли нельзя. Не зря ведь нам установлены законные проценты на списание испорченных продуктов...
Было не по себе от увиденного, а для здешнего руководства — картина привычная. Секрет прост: базы закупают фрукты и овощи за копейки, а продают за полновесные рубли. Вот эти-то «ножницы» и дают возможность хранить кое-как, портить, списывать и... жить безбедно.
Б. ГЛОТОВ. (Корр. «Правды»). Н. СТЕПЧЕНКО. Инспектор городского КНК.
г. Кемерово.
газета "Правда" от 28 января 1988 года № 28 (25380)
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области