Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Пожалейте гармониста, или «металл» на сельской улице
В читательских письмах нередко прорывается горький вздох: культурные блага сыплются на город и деревню не в равной мере, начинаем стирать грани в быту, а до культуры дело не дошло...


Одно такое письмо из Ставрополья мы получили больше двух лет назад.


«Когда же будет налажен досуг нашей молодежи в сельском ДК? На работу сюда принимают случайных людей. Директор получает зарплату, а на дверях ДК почти все время замок. Начальству совхоза до этого дела нет. А чем наши дети хуже, чем в городах, где есть кружки, клубы по интересам, дискотеки? Молодежи в свободное время заняться нечем, отсюда текучесть, пьянство».


Письмо, хоть и подписанное, оказалось анонимным, автор поставил не свою фамилию. Тем не менее мы получили официальный ответ, факты подтверждались, были намечены обнадеживающие меры: назначен новый директор ДК, за счет хозяйства три человека отправлены на учебу в культпросветучилище, приобретены музыкальные инструменты, усилительная аппаратура, выделено 8 тысяч рублей на пошив 37 женских и 12 мужских костюмов.


Два года — срок немалый, мы решили посмотреть, что изменилось в селе Владимировка Туркменского района.


НА ОКРАИНЕ ВЛАДИМИРОВА возвышаются странные железные фигуры — бывший «луна-парк», ныне поржавевший, сломанный, забытый... Одноэтажному облупленному зданию не удивляешься, уже зная, что мясосовхоз «Владимировский» — хронический должник, из года в год не окупаются здесь затраты на производство мяса. Откуда взяться дворцу? Хорошо хоть есть его скромная копия, состоит, как и положено, из зала и фойе, которые работают по праздникам. А для будничных нужд имеются две боковые комнатушки.


В одной теннисный стол, в другой под сенью громадного портрета среди запыленных знамен и откровенного хлама репетирует хор Виктора Кравцова.

О Кравцове я наслышалась еще в райцентре — Летней Ставке: «За троих работает!» Преподает музыку в школе, собрал из ребятишек ансамбль, учит их играть на гармониках и балалайках, а еще взрослым хором в сорок человек руководит. Один из участников хора гордился:


— Нам на гастролях говорят: за вашего баяниста ничего отдать не жаль!


Сам Виктор Васильевич работает, как умеет, вот уже много лет. Детей любит, считает, что умение играть на народных инструментах когда-нибудь да пригодится. Взрослый ансамбль, для которого действительно красивые костюмы сшили, притягивает людей в возрасте, для них хор — и радость, и отдых, и общение.


— Даже молодежь нас хвалит, — усмехается Кравцов.— Душевно поете, говорят, хоть и не то сегодня нужно.


— А что им нужно? — размышляет он. — Рок, конечно, тяжелый «металл», все, что так или иначе мелькает на экране. Но рока они не знают. От своего берега отплыли, а к чужому не пристали.


Кравцову ребят жаль, знает, что, кроме спорта, заняться им нечем. Совхоз не поскупился: купили инструменты, усилительную аппаратуру для ВИА. а просуществовал ансамбль недолго — сгорели от неумелого обращения динамики. Сам Кравцов и рад бы ребятам помочь, да сердце не лежит к модным ритмам, к тому же не разорваться ему — один все-таки человек.


Один на 1350 живущих на территории совхоза. А как же новый директор, чье призвание — вдыхать живую жизнь пусть и в старенькие стены? Наталья Гусева присутствовала при разговоре, но сказать ей было нечего, уже написала заявление об уходе. Говорит, согласилась на эту должность, потому что дома трое малых детей, всегда можно повесить на клуб замок и сбегать за ними присмотреть. А творческих наклонностей никаких у нее нет и не было, она этого и не таила... В редакцию сообщалось о «трех единицах работников культуры», которым предстоит работать в совхозе. Но не было этих единиц. Просто назвали тех, кто уехал учиться в Ставрополь. То ли пять, то ли семь человек получалось, никто толком не знал, но по разным причинам они на ниву культуры пока не вернулись. Так что жизнь в ДК ключом не бьет. Репетирует Кравцов, жалуясь на тесноту комнатушки, щелкает теннисный мячик, по вечерам крутят кино.


СРАВНИМ С ГОРОДОМ? Но как сравнить многотысячный город с селом, пусть даже большим? В Ставрополе в одном Дворце "профсоюзов работают 24 любительских объединения, театр, оперная и цирковая студии, камерный хор. А дискотеки!


Деревенские ребята, когда танцы устраивают, тоже стараются — притаскивают в фойе ДК свой маг, «коробочку» с цветомузыкой, сваливают на подоконники пальто и танцуют под страхом, что того гляди им скажут: «Марш по домам!» Но только ли в этом различие?


В разных краях, разной степени удаленности от малых и больших городов приходилось слышать от молодых вопрос: «А куда у нас пойти?» В вопросе сам собой заключался ответ: некуда! При этом местный ДК может быть украшен колоннами с лепниной, может висеть расписание работы кружков, но в просторных помещениях витает нежилой холодок, и кружки на поверку оказываются все сплошь детскими. Помню, как в известном на всю страну подмосковном колхозе директор Дворца культуры жаловалась: «На праздник урожая бабки пирогов напекут, цветов нанесут, по ведру яблок из сада, песню грянут — душа радуется, а молодежь хоть бы глазком одним заглянула! И чего им надо?»


Во Владимировке старшеклассники прямо сказали нам, чего им «надо»:


— В конторе подвальчик есть для заседаний, пусть его нам под дискотеку отдадут. А то из фойе гонят, танцуйте, говорят, в проулках, а там грязи по колено!

Больше никаких толковых требований из разговора с ребятами не всплыло. Говорили с обидой:

— Пока клуб построят, я дедушкой стану!

— Ничего у нас не случается. Разве напьется кто из старших, идет по селу, сам с собой на всю улицу разговаривает — все событие...

— Или по пьянке в качели заберутся и качаются, пока не вывалятся.


И это говорили не скептики, не разочарованные в жизни нытики, а живые, смышленые и смешливые ребята. Но чего им недостает, они выразить не могли. Завидовали молодежи в Летней Ставке, у которой есть хотя бы свой ВИА «Успех». Что уж о Ставрополе говорить — все глаза были устремлены туда. Но дело, видимо, не только в количестве увлекательных мероприятий. Дело в среде, в том нематериальном воздухе, которого или хватает на полное дыхание, или нет.


Ведь не жалуется деревня на свою бедную послевоенную молодость. А какой был досуг? Кино да танцы под гармошку, и дворцов с колоннами еще не отгрохали, и патефон был в диковинку. Но тогда девчонка не стеснялась выйти на пятачок и подразнить парня наскоро сочиненной частушкой. Тогда своя, крестьянская, из глубины веков идущая культура и для молодежи была кровной. Русло ее, хоть и обмелевшее, несло все еще живую воду.

Остатки этой культуры мы видим на самодеятельной сцене, где поют пожилые женщины. Бережно хранить уцелевшие традиции — святое дело. Но «воздух» современного села пронизан звуками «Землян» и «Модерн токинг», взволнованным разговором о том, что такое личность, в передачах «Взгляд» и «Двенадцатый этаж».


Экран телевидения приблизил жизнь к окнам сельского дома: чего только не происходит на свете! А у нас? Ребята не хотят быть только слушателями, только зрителями. Сами не знают, чего хотят?

Вот и в селе Владимирова их упрекали в этом старшие:

— Подвальчик для дискотеки — все ваши культурные запросы?

И советы добрые давали:

— В субботу книжку почитайте, в воскресенье в баньку сходите, матери по хозяйству помогите!
Завуч школы Любовь Ивановна Гребенникова пророчила девочкам, что скоро у них вообще не будет свободного времени.

— Замуж выйдете, детей нарожаете — какие тут дискотеки... А мальчикам — не успеешь оглянуться, в армию, а там женитьба, семья.

Доводы жизненные, разумные, но ребят они не трогают.


Дело в том, что девочки еще не повыходили замуж и мальчики из армии не вернулись — по семнадцать им, всего по семнадцать! А юность нуждается в празднике, как никакой другой возраст. И если тускло она прожита, с завистью, с оглядкой — это плохо.


Настроение — понятие нематериальное, но ведь заставляет в семнадцать лет сорваться с места и уехать из родного дома.


В город едут за знаниями, за профессией, возразят мне, не за видеоклипами же, не за грохотом тяжелого «металла» в динамиках. Но кто досконально исследовал этот вопрос? Может, как раз за этим и едут, в надежде на той же городской дискотеке подышать своим, «молодежным» воздухом, вовлечься в круг жизни неизвестной и заманчивой, «вписаться».


«ПОМАЮТСЯ, ДА ВЕРНУТСЯ!» Так возражали во Владимировке. Но вернутся не по зову сердца, скорее по нужде. Совхоз хоть и должник, а жилье строит, о крыше над головой для молодой семьи заботится, заработки здесь неплохие, земля родит. Что же еще нужно для жизни? Попробуем ответить.

Интерес. Среда обитания. Та вполне ощутимая культурная среда, что соответствует духу и дыханию времени, в которой молодой человек вместо вопроса, чем себя занять, задается более важным — каким ему быть.


Директор совхоза А. А. Васильев клялся, что озолотил бы хорошего работника культуры, да где его взять? Попытки вырастить свои кадры кончаются ничем, а в глушь хорошего специалиста не заманишь. И потом другие проблемы мучают: новую школу надо строить, детский сад, понижать себестоимость мяса. Что важнее — эфемерная среда или материальная база?


Попробую поспорить с директором его же доводами. Захотели в совхозе решить проблему с жильем — решили. Пришла в голову мысль давать новичку-трактористу больше 500 рублей «подъемных» — и дают. В школьной столовой ребят бесплатно кормят. А вот проблемы досуга молодежи просто не хотят решать всерьез. Это не вина, скорее давнее и прочное заблуждение многих руководителей. Настроения и недовольства ребят они считают просто блажью. К тому же и опасаются: ничего хорошего от городского влияния не жди.


— Нам город не указ! Не хватало еще, чтобы наши дети цепи на шеи понавесили! — говорили мне во Владимировке. Здесь уверены, что, найдись еще двое таких, как Кравцов, положение было бы спасено. Селу нужны Кравцовы, храните ли культурной традиции, терпеливые учителя, жертвенные и преданные своему делу люди. Все верно. Но нужны и другие носители культуры — ориентированные на молодежь, чуткие к сегодняшним запросам и интересам. Понимаю, что найти таких людей непросто, но ведь достают расторопные руководители из-под земли хорошего экономиста, сторожат у дверей сельхозакадемий выпускников, находят во всем селе такую хозяйку, что варит борщи в детском саду не хуже домашних. Считают нужным!


И ВСЕ-ТАКИ СРАВНИМ С ГОРОДОМ. Какая она там, молодежная культура, к которой тянутся деревенские ребята?


Еще не так давно в Ставрополе кипели страсти. Тихий степной город был поделен на зоны, часто вспыхивали драки между «неформалами». Поколачивали друг друга все понемногу: «фурапеты» (от слова «фура» — «большая кепка»), защитники всего «нашего», «хипсы», старающиеся жить на заграничный лад, металлисты, брейкеры и даже невинные скейтбордисты. Издалека, из Туркменского района, например, все это могло казаться страшно заманчивым: хоть что-то происходит! Но в этих потасовках ничего увлекательного не было.


Легенда это или нет, но утверждают: драки в городе прекратил, в сущности, один человек — Вячеслав Сойотских, заведующий сектором любительских объединений Дворца культуры профсоюзов. Организовал клуб «Ритм», в который пригласил всех желающих выяснить отношения, и клуб этот, просуществовав год, разрядил страсти. Сам он далек от мысли считать себя миротворцем и победителем. Его беспокоит, что при тяге к внешнему блеску у многих молодых утрачены идеалы, нет социальной позиции, глубоких интересов. Даже при повальной любви к року лишь немногие в клубе «Ритм» стали с энтузиазмом изучать его течения и стили. Словом, о полном благополучии говорить рано. Но вот в чем дело.


У городских ребят есть выбор. В то время как в клубе села Владимировка в четвертый раз за год шел фильм «Ягуар» и киномеханик Давлет Эюпов не ждал в гости больше пяти зрителей, в центре Ставрополя можно было купить билет на ночной экспериментальный сеанс, а в фойе кинотеатра еще и посмотреть выставку портретов Владимира Высоцкого. В то время как владимировских ребят уговаривали танцевать в проулках, их сверстники могли отплясывать на своих дискотеках в уютном полумраке кафе сколько душе угодно.


Не хочется танцевать — заходи, в клуб «Диалог», который тоже ведет Вячеслав Солотских. Здесь учатся говорить, корректно спорить, формулировать свое мнение. Диалоги ведутся самые разные — о поэзии, о джазе, об искусстве Возрождения. Тот же Вячеслав ведет еще два необычных клуба. В «Гармонии» нет отбоя от новичков — там изучают китайскую гимнастику. Предвижу вопрос: а чем хуже обыкновенный волейбол? Ничем не хуже. Но ведь юность хочет неизведанного и яркого! Еще в одном клубе спорят, обсуждают острые публикации газет и журналов. Пытаются навести мосты между старшеклассниками и учителями, выяснить взаимные претензии, обсудить гласно разные точки зрения.


Это уже среда, попав в которую молодой человек не задает себе вопрос, как бы развлечься, он учится мыслить, преодолевать собственное незнание и несовершенство.


А что, трудно это сделать в деревне? Трудно. Но ведь осуществимо! Вот мнение компетентного работника культуры инструктора крайкома партии

Александра Якушева:


— Нечестно упрекать самих ребят в отсутствии инициативы. Столько лет ее давили, а теперь удивляемся: где же она? В начале восьмидесятых в крае даже самодеятельные коллективы стали таять. Сейчас культура на селе потихоньку возрождается появляются любительские объединения. Важно понять, что эта работа, как всякая другая, нуждается в специалистах. Почему во Владимировке попытки вырастить свои кадры ни к чему не, приводят? Одна из причин в том, что эти ребята еще не готовы расти, они не получили той дозы культуры, которая необходима для начала, чтобы идти дальше, тянуться выше. Их призывают созидать, а они еще толком потребителями не побывали. Нужны молодые работники культуры, понимающие интересы сельских ребят, с высшим образованием, мыслящие современно. Но пока таких кадров очень мало...


Значит, пока они до села не дошли, нужно решать проблемы самостоятельно. Конечно, свалить все заботы на одного руководителя хозяйства не выход.


Те же работники: культуры из райцентра чаще бывают в городе, лучше информированы, у них больше возможностей для поиска нужных людей. Как сегодня они проявляют свою кровную заинтересованность в том, чтобы молодежь оставалась на селе? В Туркменском районе разводили руками: так ведь ставки у работников культуры низкие. Но хозяйство может им доплачивать, как, например, работникам детсадов. Как мы помним, директор совхоза «Владимировский» обещал хорошего специалиста озолотить. Может быть, читатели помогут в этом поиске?


Сообщаем первый адрес: Ставропольский край, Туркменский район, село Владимировка. Срочно требуются работники культуры!


Татьяна ШОХИНА


Журнал "Крестьянка" № 10 1988 г.


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Мои статьи | Просмотров: 3430 | Автор: platoon | Дата: 12-09-2010, 07:21 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2024 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2024 году обучаем по новым правилам
  •