Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Большая перемена
НАШЕ ОБЩЕЕ И ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Этот год особый. Именно сейчас проверяются на практике идеи перестройки, которые затронули все области нашей жизни, в том числе и народное образование. Основа основ сегодняшней работы школы — выполнение главного требования общества: готовить юное поколение к жизни, учить труду.

Что меняется в школе в связи с перестройкой? Чего удалось добиться? Что пока не получается? На вопросы «Крестьянки» отвечают педагоги, рабочие совхоза и ученики Мятлевской средней школы Калужской области. Школа самая обычная: расположена в глубинке, далеко от крупных магистралей. Шефов-миллионеров у нее нет, базовое предприятие — совхоз «Мятлевский» — хозяйство пока не передовое.


Александр Федорович ИВАНОВ, директор Мятлевской средней школы, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР:


— Наши кабинеты, мастерские, спорткомплекс, теплицу, и многое, многое другое — все сделали и построили сами ребята вместе с учителем труда Иваном Степановичем Мешкорудным. Помогали и другие учителя и, конечно, родители. Вот это сотрудничество, это серьезнейшее отношение к школе и подготовили нашу перестройку.


Одна из ее примет — режим полного дня, в котором мы работаем. Двери школы открыты с восьми утра и до самого вечера. Обычная «продленка», скажете? Нет, после уроков с ребятами занимаются не воспитатели, а учителя, руководители кружков и секций. Для учеников младших классов важно, что домашние задания они выполняют с учителем, так что на следующий день не надо их проверять и можно весь урок посвятить новому материалу.

После обязательных занятий дети могут пойти домой, пообедать, помочь родителям по хозяйству.


Летом работают на огороде, а потом снова возвращаются в школу, здесь есть чем заняться — у нас больше десяти различных кружков.


При такой организации ставка воспитателя остается свободной. Одна ее половина идет на доплату учителю, а другая — на почасовую оплату руководителям кружков и секций.


Сейчас трудовое воспитание школьников выдвинулось на первый план, чуть ли не потеснило обучение. Сама по себе идея соединения обучения и труда замечательна. Но, на мой взгляд, претворяем мы ее в жизнь неверно. Во всяком случае, в сельской школе. Здесь есть над чем подумать и что перестроить. Дело в том, что уроки трудового обучения и производительного труда для всех школ — городских и сельских — по месяцам распределены равномерно. Для наших ребят настоящий, производительный труд возможен в основном с мая по сентябрь. Считаю поэтому, что для сельских школ надо пересмотреть программу трудового воспитания.


Например, так: в сентябре два урока в день — учебных, четыре — производительный труд. Зато зимой надо приналечь на школьные дисциплины за счет уроков производительного труда. Честно говоря, мы так и делаем, но это как бы незаконно.


Вот еще о чем хочу сказать. Сейчас многие ученические производственные бригады переходят на бригадный подряд. Но полностью весь цикл работ они выполнить не могут: внесение удобрений, самостоятельная работа на тракторе ребятам запрещены, а ведь от этого тоже во многом зависит конечный результат. Остается прополка и уборка урожая. Стало быть, говорить о бригадном подряде применительно к школьникам можно только условно, с большой натяжкой. А нужны ли эти условности? Не сбиваем ли мы будущих работников с толку, столь приблизительно и неверно объясняя, что же такое новые формы организации труда. Есть, по-моему, над чем подумать.


Труд для нас всегда был категорией нравственной, средством воспитания гармоничной личности, а хозрасчет ориентирует, прежде всего, на экономическую целесообразность, материальную выгоду. Очень важно, чтобы мы. педагоги, не забывали подчеркивать органическую связь нашего личного блага с пользой для всего общества. Важность того, что блага эти не самоцель, а средства для твоего духовного роста.


Галина Васильевна ВАСИЛЕВСКАЯ, секретарь партийной организации совхоза «Мятлевский»:


— Хозяйство наше всегда считалось средним, «дыр», как говорится, хватало. Но перестройка нас здорово встряхнула. Пришли в хозяйство новые главные специалисты, пришел новый директор Михаил Викторович Савинов. Молодой, энергичный, знающий дело.


В корне изменилось отношение к земле: агротехнику теперь выполняем неукоснительно. Кормами обеспечены на всю зиму. Если в декабре 1986 года у нас не было ни грамма комбикорма, то в прошлом году смогли дать зерноотходы всем желающим для личного хозяйства. Урожайность зерновых по сравнению с 1985 годом увеличилась вдвое. Начали строительство четырех домов, дороги внутрихозяйственные отремонтировали. И, главное, к 70-летию Октября выполнили государственные планы и получили больше 80 тысяч прибыли.


Может, для каких-то хозяйств это немного, но ведь еще в предыдущем году у нас был убыток в 53 тысячи.


Большие перемены произошли в моральном климате коллектива. Люди словно распрямились, почувствовали уверенность в себе, поверили в перестройку. И, знаете, изменилось и наше отношение к школе. Понимаем, что без ее выпускников с перестройкой не справимся. Очень нужно, чтобы ребята выходили из школы умелыми, знающими сельское хозяйство, технику. А это и от нас зависит. Еще задолго до разных реформ и постановлений совхоз выделил школе трактор, и лучший наш работник Алексей Харитонович Синчук обучал ребят с ним управляться. Понадобился школе автобус — отдали «Кубань». В прошлом году заменили все оборудование в мастерских.


Анатолий АГЕЕВ, секретарь комсомольской организации школы, ученик 9-го класса:


— Мы, может быть, первыми почувствовали перестройку. Нам стали больше доверять и школа, и совхоз. Поняли наконец, что мы не беспомощные младенцы. И раньше учителя на нас не слишком «давили», но опекали уж чересчур. А в последнее время все на полном доверии.


За нашей производственной ученической бригадой закреплено большое свекольное поле — 20 гектаров. Совхоз его вспахивает, засевает, а потом начинается наша работа. Мы это поле пропалываем и убираем урожай. Зарабатываем неплохо. Правда, прошлый год был неудачный: поздно засеяли, погода подвела...


Вроде бы не виноваты, а обидно: совхоз на нашу помощь рассчитывал, хозяйство из бедности выбирается, любая помощь — помощь. Хорошо, юннаты выручили со своей календулой и люпином. Они их на семена выращивают. Летом вся школа в цветах утопает. Очень красиво. И выгодно. Наши малыши на своих цветочках до 3—4 тысяч в год для школы зарабатывают.


Каждый год в конце сезона устраиваем совместное заседание совета бригады и родительского комитета, решаем, куда расходовать заработанные деньги. В прошлом году мы перевели часть в Фонд мира, часть в Детский фонд. От 5 до 30 рублей получил каждый, кто на картошке работал. Остальные деньги идут на спецсчет школы. Они тратятся на питание ребятам из малообеспеченных семей и на разные школьные нужды.


В этот раз договорились на собрании купить новую аппаратуру для дискотеки, цветомузыку, колонки. Пришел я к директору нашему Александру Федоровичу и говорю: «Нужна аппаратура для дискотеки». А он мне: «Нужна — покупай». И чек такой специальный выписывает на 1000 рублей. Я поехал и купил.


Тамара Владимировна НИКИШИНА, учительница начальных классов:


— Моя личная перестройка — это мой первый класс, куда в позапрошлом году впервые пришли шестилетки. То, что начали обучать детей с шестилетнего возраста, я считаю, правильно. По крайней мере, для сельской школы. Дело в том, что большинство наших ребятишек приходит в первый класс неподготовленными. Родители дома с ними все-таки мало занимаются, а в детский сад не все ходят. Растягивая трехлетнюю программу на четыре года, мы даем возможность детям лучше освоить азы грамоты.


Проблем, трудностей, конечно, много. И как бы мы ни старались, сразу их не решить. Вот перешли наши шестилетки в прошлом году во второй класс— что с ними делать? Никаких методик, никакого дидактического материала для второго класса нового типа у нас нет. Есть книга для учителя — методика работы с шестилетками, а как этих же ребят обучать дальше — неизвестно. Я даже не могу проконсультироваться с коллегами, так как обычный второй класс (у нас их всего два) учится по другой программе. Вот и приходится заниматься самодеятельностью.  


Начало Министерство просвещения новое дело, но все до конца недодумало. Значит, потом опять перестраиваться будем?


Есть, конечно, и другие проблемы. Образование у нас всеобщее, мы принимаем в школу всех детей, кому исполнилось семь, а теперь уже шесть. Но есть среди них дети с замедленным развитием или с дефектами речи. Чаще всего это ребята из неблагополучных семей. По всем правилам они должны бы учиться в специальных школах. Но это значит — оторвать ребенка от дома, от родных и близких. Родители умоляют взять их, да и детей жалко — вот и принимаем, а ведь заниматься-то они должны по общей программе. Мы. конечно, стараемся уделять им больше времени, но от этого страдают другие ученики. Получается, что им чего-то недодаем.


Мне кажется, надо в детских садах и поликлиниках проводить диспансеризацию детей не в шесть лет, перед школой, а в три-четыре года. В этом возрасте уже можно выявить отставание в развитии, дефекты речи и вовремя заняться лечением детей.


Татьяна Ивановна РОДИНА, бухгалтер, мать ученика шестого класса:


— Сейчас часто критикуют народное образование. Верно, много здесь недостатков. Но все же я никак не могу согласиться с тем, что в школе последних лет было все плохо. Взять хотя бы нашу. Многие жители Мятлева — ее бывшие ученики. В большинстве своем это честные труженики, неплохие специалисты своего дела.


Неужели они стали такими вопреки влиянию школы? Нет, наоборот, все вспоминают школу с благодарностью и любовью. И не только вспоминают, но до сих пор приходят туда, особенно молодые, те, кто окончил ее недавно,— в спортивные секции, на дискотеку, а некоторые сами воспитателями стали— кружки ведут. Наша школа — настоящий культурный центр села и «университет» для родителей. Для нас устраивают лекции, собеседования, конференции. Но главное, конечно, здесь любят и уважают детей, а потому и дети идут сюда с радостью.


Сейчас время такое, все меняется буквально на глазах. И в нашем совхозе, и в нашей школе, и во всей нашей жизни. Но, мы знаем, это только начало, самые большие перемены — впереди.

Журнал "Крестьянка" № 4 1988 год


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Мои статьи | Просмотров: 3770 | Автор: JohnGonzo | Дата: 3-09-2010, 10:40 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •