Ранней весной, когда еще где-нибудь в Нечерноземье лежит снег, у нас в Таджикистане уже вовсю идет посевная. Сеют не только хлопок, культуру нежную, я бы сказал, капризную, но и герань (ту самую, которую так часто разводят на подоконниках. Только здесь, в горных долинах, ее выращивают для получения эфирных масел), рис, горох, сою.
Но вот представьте себе: только зазеленели поля, только пробились из земли первые робкие ростки, как неожиданно появляются над горами безобидные поначалу облачка... Глядишь, они уже соединились в большую тучу, которая из сизой становится темно-синей, затем фиолетовой. Такая туча не сулит земледельцам ничего хорошего. В лучшем случае — сильный ливень. В худшем — град. Град — сущее бедствие. В иные годы градины размером чуть ли не с куриное яйцо превращали зеленое поле в сплошное месиво из земли, побегов и воды. Я видел, как на краю поля стояли женщины и плакали: ведь по прихоти природы был сведен на нет их многомесячный труд.
Бывало, в Таджикистане град повреждал десятки тысяч гектаров посевов ценнейших поливных культур.
Мириться с этим было нельзя...
Теперь благодаря противоградовой защите поля страдают гораздо меньше.
С началом каждого нового полевого сезона все работники нашей службы — техники и бойцы огневых точек, связисты, специалисты-радиолокационники — переходят на постоянную круглосуточную оперативную готовность. Задолго до того, как над полями сгустятся тучи, мы уже получаем данные о надвигающейся беде. И как только облака входят в район огневой точки, производится артиллерийский или ракетный выстрел, среди облаков рассеивается специальное вещество, и не над полями, а где-то далеко в горах выпадает дождь.
Мирные выстрелы звучат сегодня по всему Таджикистану, особенно в Гиссарской, Вахшской, Яванской долинах. Из года в год площадь полей, которые находятся под противоградовой защитой, увеличивается.
Сравните: с 35 тысяч гектаров в 1964 году, когда тучи «расстреливали» в виде эксперимента, она возросла теперь до 640 тысяч гектаров, то есть почти в двадцать раз! Конечно, наша техника и ее обслуживание обходятся государству недешево. Но затраты вполне окупаются. Каждый год экономический эффект в результате защиты полей от града достигает в среднем более 11 миллионов рублей.
Спокойнее работается хлопкоробам. А выстрелы и ракетные залпы, которые время от времени раздаются в горах, пугают только птиц. Как хорошо бы, думается мне, чтобы во всем мире остались только те душки и ракеты, которые стреляй по облакам. Не ради уничтожения и смерти. Ради хлопка и хлеба. Ради урожая.
Ради жизни на прекрасной нашей земле...
Г. СОКОЛ, начальник службы по борьбе с градом Таджикского управления по гидрометеорологии и контролю природной среды.
Журнал "Крестьянка" № 6 1983 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области