Читатели рассказывают о бережливых, критикуют нерадивых
«За зимовку скота мы спокойны. Коровники, телятники, а также бытовки, душевые ремонтники привели в порядок. Все оборудование отладили,— пишут нам животноводы колхоза «Дружба» Калининского района Краснодарского края.— Кормодобывающие бригады осенью по третьему укос суданки и сорго взяли.
Вдобавок будут у нас и подсолнечник, и кукуруза, и соя. Да еще до самых заморозков кормили коров «зеленкой». Так что надеемся нынче получить по 4500 килограммов молока от коровы, а то и дальше шагнуть». Вот это действительно по-хозяйски: и корма для скота заготовлены добрые, можно сказать, на корню сбалансированные по белку; и животноводческие помещения отремонтированы; и техника проверена; и о людях забота проявлена—будет где животноводам в морозный день погреться, отдохнуть, есть где помыться, переодеться. А что пишут другие?
Спокойны за зимовку и животноводы, приславшие нам письма из колхоза «Казьминский» Кочубеевского района Ставропольского края, совхоза «Лискинский» Лискинского района Воронежской области, колхоза «Путь Ленина» Котельничского района Кировской области, совхоза «Любницкий» Валдайского района Новгородской области и других
хозяйств.Приятно получать такие письма.
Конечно, зимовка и здесь будет непростой и нелегкой. Всегда она серьезное испытание. Только тут по-серьезному и встречают ее, без шапкозакидательства.
Когда наступило время сенокоса, на большей площади страны зарядили дожди. Опытные да бережливые хозяева не растерялись — переключились на заготовку сенажа, наладили активное вентилирование сена в сараях, под пленкой во временных хранилищах; приспособили простейшие вешала, прессовали сено, консервировали его с безводным аммиаком... Да мало ли способов сберечь корма! А те, кто ждал погоды, кто затянул с заготовкой до августа и сентября, те упустили время—уборка зерновых там совпала с силосной кампанией. Две страды одновременно одолеть трудно. А если еще и ремонт запоздал?
Не зря говорят, готовь сани летом.
Верны этой житейской мудрости оказались руководители совхоза «Нерльский» Калининской области. Тут за ремонт фермских помещений взялись с начала лета. К силосным траншеям проложили дороги с твердым покрытием — не страшна распутица, не нужно будет гробить машины. Вместе с работниками райэнерго проверили и заменили, где нужно, проводку. Со специалистами «Сельхозтехники» занялись кормоцехами, транспортерами, молокопроводами. Не застанет зима нерльцев врасплох.
Но вот вести другого рода.
Из колхоза имени XVIII партсъезда Красноармейского района Куйбышевской области пишут: транжирятся корма; сено, что хранится около фермы, даже не огорожено. Сколько его отпускается и кому, учета нет.
Из колхоза имени Щорса Долинского района Кировоградской области: кровля фермы в селе Богданово прохудилась, пол проваливается, автопоилки отказывают...
Из колхоза «Родина» Навлинского района Брянской области: ни главный зоотехник Н.Н.Силаев, ни заведующие фермами В. Н. Максименко и В. М. Жариков о зимовке всерьез не думают. От некачественного корма дохнут телята...
Складывается впечатление, что в иных хозяйствах некому заняться подготовкой к зимовке. Если в совхозе «Нерльский» загодя провели ревизию ферм, определили объемы ремонта, прикинули, где и что потребуется из строительных материалов, как лучше расставить людей на ремонте, то руководителям хозяйств, которые мы только что назвали, будто пелена глаза застит. Им, чтобы разглядеть видное невооруженным глазом, нужно непременно дождаться, чтобы у животноводов нервы не выдержали, чтоб им
надоело плакаться друг дружке, взывать к своим бригадирам, к специалистам, чтоб они в отчаянии отправили жалобу в Москву.
Вот ситуация, которая сложилась на животноводческом комплексе бригады Заречье колхоза имени Пушкина Старицкого района Калининской области. И в прошлую зимовку коровник к холодам не отремонтировали: сыро в нем было, ледяной ветер гулял, транспортеры постоянно выходили из строя. И нынче положение едва ли лучше. Жалуются доярки: даже при перерасходе молока на выпойку телят падеж.
Районный
комитет народного контроля после нашей просьбы проверить факты объявил председателю колхоза Н.Н.Сысоеву и главному ветврачу В. И. Самотес строгие выговоры. Надеемся, положение все-таки будет поправлено. Но надо ли было ждать грома?
Редакционная почта дает основания поразмышлять и о том, почему некоторые коллективы животноводов топчутся годами на месте, имеют низкую производительность труда.
Доярки Руддиловской фермы совхоза «Котельский» Кингисеппского района Ленинградской области неоднократно жаловались на неупорядоченный рабочий день, низкий уровень механизации труда, бытовые неурядицы. Мы попросили заняться изучением положения на ферме районный
комитет профсоюза работников сельского хозяйства. Ферме была оказана разносторонняя помощь. Так, для обеспечения положенных по графику дояркам дней отдыха сюда направлены три подменные доярки. С первого октября ферма перешла на двухсменку. Профком совхоза даже организовал здесь стол заказов от районного общепита.
Спрашивается: неужели нужно было ждать подсказки из редакции, чтобы заняться этим?
А вот какое письмо пришло с одной из ферм второго отделения совхоза «Глубокинский» Топкинского района Кемеровской области. От имени своих подруг доярка Т. К. Булаева рассказала в нем о беспорядках, которые грозят затянуться до зимы. Она не требовала срочного пересмотра расценок, не жаловалась на отношение к себе, а
просила внимания к нуждам коллектива. Внимания от руководства совхоза, от партийной и профсоюзной организаций, которые, конечно же, в курсе дел, но оставляют животноводов один на один с их бедами.
Мы ознакомили с письмом Тонкинский горком КПСС.
Из официального ответа, который прислал в редакцию секретарь горкома С. П. Котельников, явствует, что руководителей совхоза «Глубокинский» более всего обеспокоило, что в письме они выглядят в малопривлекательном свете. Вполне понятная забота. Жаль только, что в какой-то мере разделил эту заботу и тов. Котельников.
«Отдельные факты, — оправдывает руководителей совхоза тов. Котельников,— приведенные в письме, соответствуют действительности». Значит, большинство не соответствует? Что же конкретно? Оказывается, не подтвердились факты «редкого посещения бригады специалистами, директором, секретарем парткома, председателем профсоюзного комитета».
Все остальное, увы. имеет место. Родильного отделения на ферме нет. Телятника нет. Ветеринарного работника нет. Трудовая дисциплина, особенно у скотников, хромает. Случается и падеж телят. К переходу на бригадный подряд коллектив не готов.
Спрашивается, велик ли прок от руководящих посещений? Если они и были.
Наконец, главное, что же изменилось на ферме. какие меры приняты, чтобы резко поправить положение?
А сделано вот что: «партийному, профсоюзному комитетам, специалистам совхоза, отделения рекомендовано больше уделять внимания вопросам дальнейшего развития животноводства на отделении, улучшению условий труда, выполнению предложений и замечаний животноводов».
Не получилось бы, что у семи нянек дитя без глазу!
Как конкретно будет осуществляться это внимание? Кем? Когда будет достроен телятник-профилакторий? Когда будет введено в строй родильное отделение в коровнике? Когда будет подобран и приступит к работе ветработник?
Вопросы, вопросы... Зимовку же ни отсрочить, ни успокоить, ни убаюкать словами. Вспомнить бы руководителям совхоза «Глубокинский»: время требует инициативы и компетентности, деловитости и контроля.
О том, как руководители хозяйств, управляющие отделениями совхозов и колхозные бригадиры в этот ответственнейший период забывают о своих непосредственных обязанностях, сообщали нам животноводы из колхозов «Большевик» Хасавюртовского района Дагестана, «50 лет Октября» Кантемировского района Воронежской области, «Маяк» Порецкого района Чувашской АССР, совхоза «Шемонаихинский» Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области, из хозяйств Карагандинской и Новгородской областей, из Удмуртии и Узбекистана. Здесь на многих фермах господствует ручной труд, не упорядочен рабочий день, случаются перебои с водой, с подвозом кормов. А если нет на фермах производственного комфорта, не будет у животноводов хорошего рабочего настроения. Нет заботы о труженике — не будет и должной отдачи от его труда. Не затянешь на такие фермы молодую смену.
Зимовка, впрочем, не ограничивается лишь заботой о коровниках, да о кормах для общественного животноводства. Посильный вклад в производство молока вносит и личное подворье. Но лишь там, где и о нем помнят не на словах, на деле.
В нашей почте немало писем о безразличии хозяйственных руководителей к подворью колхозника и рабочего совхоза. Вот письмо Г. Н. Ганичевой из деревни Тарасьево Вашкинского района Вологодской области. Здесь немало подворий, которые могли бы продавать излишки молока в зачет колхозного плана. Ну, скажите, кому от этого худо? Только не пользуются руководители колхоза возможностью улучшить свои показатели хотя бы и за счет личных подсобных хозяйств колхозников. То лаборант, принимающий молоко у тарасьевцев, начнет мудрить с жирностью, то вовсе беда — сборщик молока загулял на неделю...
Зимовка — строгий контролер. Она не прощает ни забывчивых, ни болтливых, ни самоуверенных. Сторицей она воздает лишь рачительным, умеющим жить с заглядом вперед, не отделяющим хозяйственные заботы от заботы о людях.
Нынешняя зимовка—рубеж пятилеток. От того, насколько удачен будет в животноводстве финиш одиннадцатой пятилетки, настолько успешным будет и старт двенадцатой. Люди трудятся плодотворнее там, где чувствуют к себе постоянное внимание, где не гасится, а подхватывается опыт передовика, инициатива и смекалка, где идет реальная, а не для галочки, работа по улучшению условий труда, быта, отдыха.
ОТДЕЛ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.
Журнал "Крестьянка" № 11 1985 г.
Статья для публикации подготовлена издательским домом "Гелион"