РЕПЛИКА
В Кисловодске разгар летнего сезона. Курортного? Не только. Еще и сенокосного. Правда, приезжающих на лечение кормозаготовительная кампания не касается. Участвуют в ней исключительно местные жители. Каждый трудоспособный горожанин обязан сдать 200 килограммов зеленой массы. Так постановил горисполком. А чтобы не было обид, он же определил, что трудоспособным считается всякий, расписывающийся в платежных ведомостях на получение заработной платы. И вот какие коллизии породило это, по заверению заместителя председателя горисполкома Л. Делокаса, «глубоко продуманное решение».
Из письма, поступившего в редакцию, узнаем: в рентгенологическом отделении курортного поликлинического объединения числится 35 человек. Больше половины из них — пенсионеры. Косари они, прямо скажем, неважнецкие, но раз денежки получают, значит, и с них причитается зеленая масса. И без всяких там скидок, в полном объеме. Взгрустнули ветераны, но богатый жизненный опыт подсказал им, как и горисполком ублажить, и остатки собственного здоровья сберечь. По предложению врача-рентгенолога И. Ефремова, страдающего стенокардией, пенсионеры создали общую кассу, внеся в нее по десять рублей, наняли на эти деньги бригаду косарей, которая и сдала требуемое от ветеранов количество травы.
А вот рентгенолаборант Т. Селезнева, отдавшая своей профессии 38 лет, поступила иначе. Она выставила в очередную команду медиков-кормозаготовителей, что комплектуются регулярно, вместо себя подставное лицо. На эту роль согласился сосед Тамары Ильиничны. Понятно, что не бескорыстно. Получил за услугу все тот же червонец...
Оставим на время славный курорт и перенесемся на другой конец страны, в город Южно-Сахалинск. Здесь «сенная лихорадка», как сообщает читатель Г. Ищук, протекает в более легкой форме. Местные власти, ограничившись общими призывами ко всему трудоспособному населению принять участие в кормозаготовительной страде, из оного населения обложили натуральной данью лишь две категории трудоспособных, а именно: владельцев автомото-транспортных средств и членов садоводческих товариществ. Причем если владелец автомобиля обязан накосить и сдать в любой пригородный совхоз двести килограммов травы, то владелец мотоцикла с коляской только сто. К мотоциклистам по неизвестным причинам оказались приравнены и садоводы.
«Принимая такое решение,— разъяснил в газете «Советский Сахалин» заместитель председателя горисполкома К. Зеленюк, — бюро горкома КПСС и горисполком исходили из того, что выполнение Продовольственной программы страны — дело всенародное, всех и каждого. Никто не должен оставаться от этого в стороне».
Эти, заметим, очень правильные слова точь-в-точь повторил, правда, в устной беседе, разделенный с К. Зеленюком тысячами километров его коллега Л. Делокас. А за словами этими очень ясно читается: как вы можете сомневаться в мудрости нашего решения, если в-о-о-о-н какими высокими соображениями мы руководствовались!
И все-таки дозвольте засомневаться. Потому как практика, увы, уже не раз убеждала, что разного рода кабинетные инициативы, граничащие с головотяпством, обязательно камуфлируются именно высокими словами. Вот и в данном случае давайте четко различать: действительно всенародное дело выполнения Продовольственной программы — это одно, и совсем другое — бюрократическая благоглупость, носящая, кстати, явно противоправный характер.
Во многих городах накоплен интересный, по-настоящему поучительный опыт шефской помощи трудовых коллективов селу. Не надо ничего изобретать - бери его на вооружение, конечно же, сделав поправку на местные условия. Но это требует организаторских усилий, а куда как проще установить сенную «дань» и на том успокоиться.
Впрочем, где гарантия, что неугомонная канцелярская мысль не приравняет к мотоциклистам и кормящих матерей (у них наверняка есть коляски)? Конечно, тогда придется увеличить в хозяйствах штат приемщиков, но людские резервы тут есть.
В поселке Нарзаном, что под Кисловодском, одному из нас довелось наблюдать такую картину. На весовой совхоза «Кисловодский» поступающую от горожан траву принимал ветеринарный врач Ш. Ахматов — молодой, полный сил и энергии мужчина. При виде того, как размашисто записывает он цифирь в свой журнал, невольно вспомнились классические строки: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!..» А неподалеку в тени густых деревьев группами сидели его сверстники и вели между собой неторопливые дискуссии, очевидно, на тему стирания граней между городом и деревней.
В заключение скажем со всей определенностью: мы не против шефской помощи селу. Мы категорически «за»! Так же, впрочем, как и читатели, приславшие в редакцию недоуменные письма по поводу сенной «дани». И критикуют-то они это «нововведение» прежде всего за то, что его устроители, ратуя на словах за успешное проведение кормозаготовительной кампании, по сути, пустили важное дело на самотек. И в Кисловодске, и в Южно-Сахалинске для горожан не выделены сенокосные угодья, не организована доставка людей на луга, да и ту же литовку, которая ни для жителя областного центра, ни для жителя города-курорта не является предметом первой необходимости и вряд ли поэтому лежит у него на антресолях, каждому надо раздобыть самостоятельно. Словом, позицию двух горисполкомов можно сформулировать так «Наше дело было сочинить решение, а вы, уважаемые горожане, выкручивайтесь, кто как может».
Народ у нас сознательный, исполнительный, и горожане выкручиваются. Ну, а, выкрутившись, пишут в газету «Подобные административные меры, кроме вреда и лишних, ненужных разговоров, ничего не дают. А главное — они дискредитируют саму идею всенародной помощи сельскому хозяйству».
С этим выводом, который делает в своем письме коммунист Г. Ищук, пожалуй, трудно не согласиться.
В. ЕГОРОВ. В. ПАНКРАТОВ.
Газета "Правда", Понедельник, 30 июля 1984 года, Цена 5 коп
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области