Из блокнота журналиста
От Спасской Губы ехали на машине по шоссе. Потом свернули в глубь леса, но продвинуться вперед удалось совсем немного.
— Дальше пешком, — сказал проводник из местных.— Путь не дальний, да нелегкий.
Он экипировался загодя, а мне пришлось переобуться в резиновые сапоги, натянуть штормовку. Сперва шли по колее. Потом началась еле приметная тропинка.
— Здесь мало кто бывает,— пояснял проводник.
Вообще-то места в треугольнике Спасская Губа — заповедник Кивач — санаторий «Марциальные воды» — именитые, замечательно красивые.
Поднимешься на возвышенность, и дух захватывает: какие дали открываются. На многие километры видишь темнохвойные холмы с бронзовыми стволами корабельных сосен, голубые блюдца озер, изумрудные лужайки.
— Вот и прибыли,— раздался голос проводника.— Смотрите...
Хоть и много слыхал о ней и на фотографиях рассматривал, а все же поразила она. Высокая, могучая липа над всей округой царствует. Толстый у основания ствол, обширен шатер кроны. Откуда только взялась в этих широтах и сколько веков ей?
Липа... В хозяйственном обиходе изделия из нее — самые многочисленные и разнообразные, и с липой вряд ли может сравниться какое другое дерево. Посуда и кадушки, мочало и мебель, разные токарные резные изделия. А липовый мед и сок, липовый цвет для здоровья?..
Под липой текло мое суровое, послевоенное детство. Там за разговорами незаметно для самих себя мы, сорванцы, поедали весной молодые листья, а осенью то же самое проделывали с семенами — мелкими коричневатыми горошинами с листочками-парашютиками. Были эти скромные дары дополнительной прикормкой всем подножным источникам, которые с удивительной изобретательностью ребятня находила на лугах, в лесу, в соседних огородах.
Озеленители нередко используют липу в городах. Приятно бродить, например, по Москве в пору весеннего цветения: слышишь липовый дух. Вот и
в Петрозаводске любимое место для прогулок — бульвар имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, сплошь усаженный липами. Дерево это неприхотливо, отзывчиво на уход и щедро делится с человеком благоухающей сенью.
Специалисты считают: ареал распространения липы ограничен, нет самосеяных липовых лесов за Уральским хребтом, в высоких северных широтах. Но однажды пришлось усомниться в этом утверждении. Под Барнаулом над обрывистым берегом речки Черемшанки я неожиданно встретил молодую липку.
Никто не сажал ее там, в густом бору. Наверняка сама каким-то чудом выросла. А на живописных берегах реки Лебедь, что в Горном Алтае, набрел я на целые заросли любимого дерева. И уже совсем поразила встреча с обширными липовыми рощами на севере омского Прииртышья. Это, по рассказам старожилов, единственное место в Сибири, где переселенцы культивировали изготовление лаптей, собирали липовый мед.
...И вот здесь, в Карелии, где, по свидетельству лесоводов, липа сама по себе не растет, оказывается, есть дерево-уникум. Оно раскинуло свой шатер в небольшой долине между невысоких сопок. А вокруг на сотни метров — молодая поросль, потомство, Да откуда все-таки взялся этот лесной патриарх?
Обратился в Институт леса Карельского филиала Академии наук СССР. Липа-великан ученым хорошо известна. Правда, единого мнения о ее возрасте и происхождении нет. Предполагают, что дереву не менее 300 лет. Значит, еще при Петре I стояли. И, может, он ее видел. Ведь всего в семи километрах отсюда расположен основанный им курорт Марциальные Воды — первый в России.
Продолжаются споры о том, к какому подвиду липа относится. От этого зависит и ответ на вопрос о ее происхождении. К мелколистной карельский экземпляр отнести вроде бы нельзя: цвет коры не тот, да и высота более тридцати метров. Больше похожа на крупнолистную. Но та распространена гораздо южнее — на Украине, Кавказе, в Крыму. Предполагают, что это может быть липа голландская. Но тогда кто и когда ее посадил?
Сотрудник института К. Андреев полушутя назвал долину, где высится липа, «Землей Санникова». И впрямь, пышная растительность долины, большие размеры деревьев, высота кустарников и трав — все наводит на мысль о том, что этот уголок карельской земли каким-то чудом обошли ледники.
Во всяком случае, разумно поступил лесничий Спассогубского мехлесхоза М. Курасов, который навел порядок вокруг богатырской липы, огородил ее.
За территорией теперь ухаживают школьники-берендеи. Но, думается, надо пойти дальше: присоединить «Землю Санникова» к государственному заповеднику «Кивач», чтобы навсегда сохранить реликтовый уголок.
В. КИРЯСОВ. (Корр. «Правды»). Карельская АССР.
Газета "Правда" 14 ноября 1982 г. № 318 (23479) , Цена 4 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области