КОЛОНКА КОММЕНТАТОРА
Встреча, прошедшая на днях в таиландском курортном городе Паттая, официально была посвящена «развитию сотрудничества» между десятью западноевропейскими государствами — членами
Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и пятью странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако вопреки благим намерениям встреча превратилась в самую настоящую схватку двух сообществ по вопросу о торговле текстилем: делегаты ЕЭС упорно настаивали на «добровольном» ограничении странами АСЕАН экспорта этой продукции в Западную Европу.
Еще накануне встречи западноевропейцы пригрозили вообще прекратить переговоры и ввести ограничения на текстильный импорт в одностороннем порядке. Пущена была в ход и тактика «разделяй и властвуй». Летом этого года ЕЭС уже добилось от Таиланда согласия на введение «добровольных» самоограничений. А затем остальным членам АСЕАН (Индонезии, Малайзии, Сингапуру и Филиппинам) было предложено самим поделить между собой ту квоту текстиля из Юго-Восточной Азии, которую ЕЭС согласно допустить на свои рынки.
Окончательный итог встречи, по сообщениям информационных агентств, таков: развивающимся странам Юго-Восточной Азии вновь пришлось уступить требованиям ЕЭС.
История отношений ЕЭС и АСЕАН коротка: ее отсчет ведется чаще всего от соглашения, заключенного 7 марта 1980 года в Куала-Лумпуре. В этом документе говорилось о «поощрении» торгового сотрудничества между двумя экономическими группировками путем... отмены торговых барьеров. (
Однако с момента заключения куала-лумпурского соглашения постоянные схватки (прежде всего за текстиль) между азиатской «пятеркой» и западноевропейской «десяткой» стали уже традицией, поскольку ЕЭС не желает отменять старые ограничения и старается установить новые.
Борьба АСЕАН за рынки сбыта — важный вопрос для ассоциации. Дело в том, что кризис в капиталистических странах, с которыми экономически связана «пятерка», увеличил втрое — до 10,6 миллиарда долларов!— общий платежный дефицит АСЕАН лишь за один прошлый год. В этот дефицит вносит свою лепту и западноевропейская «десятка».
А ведь в свое время в Юго-Восточной Азии рассчитывали расширить сотрудничество с ЕЭС, чтобы найти новые рынки сбыта, избежать чрезмерной зависимости от прежних главных торговых партнеров — Японии и США. И вот торговля с «десяткой» уже составляет 15 процентов всей торговли АСЕАН с внешним миром. Но много ли выиграла от этого ассоциация? Удары кризиса заставляют монополии Западной Европы, как и США, и Японии, закрывать свои внутренние рынки для чужих товаров, то есть выкарабкиваться из кризиса за счет своих торговых партнеров.
Дмитрий КОСЫРЕВ
Газета "Правда" 14 ноября 1982 г. № 318 (23479) , Цена 4 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области