9 сентября – национальный праздник болгарского народа
Братский болгарский народ отмечает 44-ю годовщину социалистической революции. Наш рассказ — о людях сегодняшней Болгарии.
Случалось ли вам, читатель, после длинной утомительной дороги в жару вступать в благословенную сень сухих погребов, под сводчатые стены каменной купеческой постройки? Такова старая розоварня в Тырнячене, что неподалеку от столицы болгарской розы Казанлыка. Приехал я туда из Софии за двести с лишним километров по приглашению директора комбината «Болгарская роза» Николая Караколева. И повод был. Комбинат закончил «розовый» сезон и на промежуточной дистанции подводил итоги, премировал лучших.
Вечером посланцы всех бригад, подразделений съехались на старую розоварню на торжество. Говорили речи, а потом плясали хоро и рученицу, пели «Хей, Балкан, родний ты наш. Не скрою, стояло на столах и холодное крестьянское вино. Здесь я встретился со всеми, кто являл славу и гордость «Болгарской розы»: Росея Гюргиев, директор фабрики; Спас Куртев, директор института эфиромасличных растений; Христо Манолов, председатель смешанной бригады....
Вот сам Караколев. Живой, общительный, доступный. Нет в нем ничего от чиновника, начальника. Вез долгих речей, с шуткой, а то и подковыркой закончил официальную часть. Не учил жить, говорил на равных. А заиграла музыка, директор первым пошел приглашать на танцы. Секретарь профсоюзного комитета комбината, дочка Богданова так отозвалась о нем: человек он доступный, люди его за это уважают. Часто говорит о себе: «Я родился крестьянином, в душе крестьянином и остался. Нет для меня ничего ближе и дороже родной земли, родных односельчане.
Своеобразие ««Болгарской розы» в том, что комбинат создан и работает по принципу: вот тебе 60 тысяч гектаров Розовой долины, ты здесь сам хозяин, сам и ответчик. Иными словами, здесь соединились
земледелие, промышленность, наука; торговля. Все, подчинено замкнутому циклу: земля — конечный продукт.
Организационное строение комбината включает четыре аграрно-промышленных комплекса, фабрику, институт эфиро-масличных растений. Есть свои машиностроительное предприятие, строительная база. Занято здесь 6,700 человек. Из 60 тысяч гектаров половина, а точнее 32 тысячи — обрабатываемые земли.
Чем объяснить успехи комбината, почему песни здесь веселее, танцы зажигательней?
— Мы вне системы сельского хозяйства. Мы, как кошка, гуляющая сама по себе, — говорит директор.— И в этом все дело. Непосредственно на земле хозяйствуют комплексные бригады нового типа, действует аккордная система, организации и оплаты труда. Новинка — сдаем землю под наем сроком до пятидесяти лет. Под обработку участки — до двух гектаров. Под пастбища — до десяти гектаров.
Вторая наша счастливая особенность в том, что мы не пошли по пути узкой специализации. Исходим из конкретных условий. Что земля может рожать, то и культивируем. Под болгарской розой, лавандой и другими эфиромасличными у нас пятая часть всей обрабатываемой земли, 7 тысяч гектаров. Примерно по тысяче гектаров под яблоней, сливой, грецким орехом, вишней.
В разных селах открыли восемь малых предприятий. Выгода для села: народ в межсезонье получает работу, закрепляются люди в деревне, и комбинат не внакладе, качество и производительность труда на таких малых фабриках очень высокие.
Словом, наш комбинат—это образец натурального хозяйства. Мы все производим сами и полностью себя самое обеспечиваем, в том числе валютой,
В таком виде комбинат действует лишь четыре года. За это время объем продукции увеличили на тех же площадях в два раза, прибыль в три, а экспорт в шесть раз.
Интересовался я и связями «Болгарской розы» с советскими предприятиями и учреждениями. Оказалось, что по договору с советским ВИЛРом (Всесоюзным институтом лекарственных растений) уже создана совместная советско-болгарская лаборатория, вынашиваются планы организации совместного объединения по обработке эфиромасличных растений.
На местной фабрике делают различные лекарственные сиропы, шампуни и, прежде всего, готовят розовое масло - важнейший компонент огромного числа парфюмерно-косметических изделий. Так вот, три Вида шампуней — «Ромашка», «Виолана» и «Здравец» — отправляются из Казанлыка в Советский Союз.
...В Болгарии сейчас можно наблюдать зарождение новых подходов и оценок к тому, что сделано и как сделано. Порождено это перестройкой.
Об этом мы и говорим с председателем бригады нового типа Христе Маноловым. Во-первых, обратите внимание, что он не бригадир, а председатель бригады. Этим как бы подчеркивается его значимость. Ведь в бригаде 540 человек! Обрабатывают они 4 тысячи гектаров, выращивают розу, лаванду, мяту, клубнику, малину, картошку.
Члены бригады проживают в четырех соседних селах — Тыже, Александрове, Осетенове и Манолове, всего в них 7 тысяч жителей.
В бригаде на территории этих четырех сел содержится шесть тысяч голов овец, тысяча коров, три с половиной тысячи осликов и мулов, 120 тысяч кур. Кроме того, есть 350 буйволов, 5 тысяч коз, 26 яков и 25 муфлонов. На развод, так сказать.
Статистическая средняя зарплата в Болгарии колеблется вокруг 200 левов в месяц. В бригаде Манолова — 250 левов, причем механизаторы получают 400, а животноводы в среднем 800 левов.
Спрашиваю Христо, в чем он видит перспективу Перестройки на селе, чего не хватает, куда идти?
— Самое новое —это возврат к хорошему старому. Вот наш девиз. Сейчас, например, мы снова возвращаемся к так называемому свободному выпасу скота, которым наши деды пользовались тысячу лет. Раньше на пастбищах нашей Стара-Планины вольно пощипывали травку 10 тысяч коров да еще 30 тысяч овец. Ни ограды, ни пастухов, ни контролеров. И заметьте, ни одна овца не пропадала, а брынзы, сыра, молока, мяса было в изобилии, в город за ними не ездили.
Не надо нам министерств. Освободите нас от контор, аграрно-промышленного комплекса, от управляющих, проверяющих, над ухом дышащих. Не помогают они, а мешают, но рукам и ногам вяжут.
Или взять технику. Сейчас что дают, то и ладно. Но что бросается в глаза: наши «сэвовские» машины по всем статьям уступают технике «капиталистов». Вот, скажем, комбайны. «Дона» у нас еще нет, не могу сравнивать, «Нива» работает надежно, хотя мучаемся, как всегда, с запчастями. Но комбайн из ГДР «Ё-516»- работает гораздо лучше «Нивы». Но и машину из ГДР намного превосходит силосоуборочный комбайн из ФРГ класса «Ягуар»! Мы купили таких три штуки, Работают, на загляденье.
Нам говорят, это политика. Но какая это политика — делать и продавать плохую технику, когда, можно купить хорошую, надежную?
...Разъезжаются гости со старой розоварни. Караколев любезно приглашает заехать перед закатом к нему домой на чашку чая.
Едем вдоль трассы Софий — Бургас, пересекающей владения комбината. Что за чудеса! Где участок на аккорде, там и трава свеженькая, и полоски ухоженные, и изгородь поправлена, и овцы тучные. А как идет ничейная земля или делянка, там я деревья сохнут, и коровы тощие, и поля заброшены. В чем причина? — Интереса клати феса! — отвечает загадочной поговоркой Караколев. В переводе с болгарского это означает «интерес поворачивает голову». Как подсолнух поворачивает шляпку за солнцем от рассвета до заката.
А вот и дом Караколевых. Собственно, это казённая квартира на территории комбината. Зато в стороне от суматохи города. Кругом тень, тишина, прохлада. Липа вековая, под ней каменный садик, глиняный мишка держит кувшин, вода изгибается струйкой.
Знакомимся с семейством. Жену Караколев привез из Подольска, зовут Таней. Воспитывают Николай и Таня пятерых детей, причем младшенькой, Маргарите, всего три годика.
За разговором узнаю интересные подробности. Николай Караколев пишет стихи, обожает Россию, окончил в Москве Академию общественных наук при ЦК КПСС. Только что вернулся из командировки в Париж. Был председателем аграрно-промышленного комплекса, заведующим промышленным отделом Старозагорского окружкома БКП, первым секретарем объединенного комитета БКП на энергетическом комплексе «Марица — Восток», где работает тридцать тысяч человек.
— В наших схемах и теориях мы забыли самую малость, человека,— иронически говорит на прощание Караколев. — Ну все, кажется, распланировали, все предусмотрели, ан дело не идет. И не пойдёт! Это все равно, что пчелам предписание давать, когда летать и где мед брать.
Словом, не лозунги сейчас нужны — «Все для блага человека!!» — а их реальное наполнение.
Л. ЖМЫРЕВ, (Соб. корр. «Правды»). г. София.
Газета «Правда» 9 сентября 1988 г. № 253 (25605)
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области