Политические чтения „Ленинской правды"
В Центральном Государственном архиве народного хозяйства СССР хранятся документы Народного комиссариата по продовольствию РСФСР, в котором имеются десятки подлинных писем крестьян из Карелии, адресованных В. И. Ленину. Изучение показывает, что ни одно из них, поступивших в Совнарком, не оставалось без ответа и по каждому были приняты меры для удовлетворения справедливых просьб. Письма трудящихся характеризуют обстановку в первые годы Советской власти.
Письма, искренние по содержанию, проникнутые чувством глубокой заинтересованности и ответственности за судьбы молодого Советского государства.
Широкие народные массы глубоко уважали и любили учителя и вождя трудящихся. К Ленину обращались простые люди после долгих раздумий, не желая отвлекать его от государственных дел. В. И. Ленин относился к письмам трудящихся самым внимательным образом, придавая им важное значение. Он в письмах трудящихся видел путь связей центрального правительства с народом. Он из писем с мест черпал необходимые сведения о политических настроениях и нужные ему сведения для решения злободневных государственных задач.
В. И. Ленин письма трудящихся рассматривал как участие в управлении государством. В настоящем сообщении публикуются следующие письма.
Не позднее 17 января 1919 г. В. И. Ленин знакомится с письмом олонецкого губернского комиссара по продовольствию и приложенными к нему материалами, характеризующими тяжелое продовольственное положение в губернии, с просьбой сделать распоряжение о немедленной доставке в Олонецкую губернию хлеба.
Владимир Ильич на письме написал поручение в Наркомпрод: «Брюханову на отзыв. Спешно».
Из документов видно, что Наркомпрод, выполняя поручение Владимира Ильича, направил в Олонецкую губернию дополнительно несколько вагонов продовольствия. В телеграмме из Кузнецово от 11 февраля 1919 года председателю Совнаркома тов. Ленину сообщается, что «волостное собрание по требованию уездного продкома постановило отобрать от трудового крестьянства наличный хлеб, оставляя по 46 фунтов на едока до нового урожая.
Отобранный хлеб решено раздать крестьянам, которые не хотели работать и тем, кто свой хлеб не берег и израсходовал раньше времени совсем не на обходимые нужды. Многие из них хлеб употребили на хозяйственные нужды. Просим оставить хлеб трудовым семьям, иначе они лишатся посевных семян и скота. Излишки хлеба крестьяне сверх нормы отдали добровольно. Просим ответить кряду.
Уполномоченный крестьян Анфицеровского общества Григорий Дутьшев из Чернослободской волости, Вытегорского уезда Олонецкой губ., почтовая станция Кузнецово».
В Совнаркоме телеграмма зарегистрирована за № 2244 и вручена В. И. Ленину. Владимир Ильич прочитал телеграмму, подчеркнул цифру 46 фунтов на едока и карандашом написал запрос зам. наркому продовольствия РСФСР Н. П. Брюханову «ответили ли Вы».
Из Наркомпрода РСФСР послан 25 февраля 1919 года телеграфный ответ в Олонецкий губпродком о том, что занижать годовую норму потребления, установленную в 12 пудов на человека крестьянской семье, никому не разрешается. В. И. Ленин написал 9 апреля 1919 года в Лодейнопольский уездный исполком следующее распоряжение: «По прилагаемому удостоверению видно, что граждане Сорокин и Минин сдали кожи в дело, как они говорят, в 1918 году.
До сих пор не получили ни кож, ни денег.
Предписываю немедленно произвести следствие и прислать мне точный ответ, когда удовлетворены просители и кто виноват в задержке и невозвращении.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)».
По материалам Высшего Совета народного хозяйства установлено, что по поручению Владимира Ильича обработанные кожи возвращены гражданам Сорокину и Минину, а виновные в задержке кож просителем были привлечены к ответственности.
На поступившей в Совнарком от 17 апреля 1919 года телеграмме Кузнецовского крестьянского Совета (Олонецкой губ.) с просьбой дать распоряжение олонецкому губпродкому о снабжении населения хлебом Владимир Ильич написал поручение Наркому по продовольствию А. Д. Цюрупе.
Из Наркомпрода 19 апреля было послано телеграфное распоряжение Олонецкому губпродкому о снабжении хлебом граждан Кузнецовской волости. В Совнаркоме 3 мая 1919 года получена телеграмма от красноармейских семей из деревни Тобонкило Ухотской волости Вытегорского уезда (Олонецкой губ.) с просьбой дать распоряжение о выдаче пособий, пайков, и оказания помощи при проведении сева.
Телеграмма была вручена В. И. Ленину. Он в тексте телеграммы подчеркивает суть и пишет распоряжение секретарю: «По телефону передать Склянскому и записать виз ответ. Ленин».
По документам Наркомзема РСФСР установлено, что поручение Ленина исполняли три наркомата: Наркомзем обеспечил семенами красноармейские семьи, а Наркомпрод продовольствием, Военвед через собес — материальной помощью.
В Совнаркоме 7 июля 1920 года принята приветственная телеграмма из Петрозаводска, адресованная В. И. Ленину от съезда представителей трудового народа, собравшихся для обсуждения вопросов, связанных с организацией Карельской Трудовой Коммуны.
«Мы, представители трудового народа, участника высокой мировой борьбы за социализм, совместно с российскими и мировыми трудящимися массами, заявляем, что не покинем ряды бойцов за конечное общечеловеческое освобождение от капиталистического ярма, не променяем советские, трудовые порядки на белые капиталистические порядки ни Финляндии, ни какой-либо другой капиталистической страны».
Приветствие Ленину, патриотическое по содержанию, звучит клятвой представителей карельского трудового народа и в наши дни.
Из письма Павла Калькина, адресованного В. И. Ленину:
«Дорогой отец! Глубоко извиняюсь, что тревожу Вас — гений мира, чувства души толкают меня к этому.
Пишет смертный к бессмертному...
Я малограмотный трудовой крестьянин, но в борьбе за освобождение трудящихся вынес немало страданий.
Я работаю в продотряде на севере, где встретился с двумя личностями, которые сделали ряд преступлений, которые мне удалось обнародовать. Я против таких людей, которые используют служебное положение в своих корыстных целях. Самое главное удивляют и поражают меня крикливые платформы к X съезду партии — Зиновьева, Троцкого и Бухарина, которые коробят меня...
Я понес недостойное наказание от бумажных коммунистов, которые исключили меня из партии.
Лучше, по-моему, быть в душе коммунистом, чем числиться им на бумаге и не соответствовать коммунистическим идеям.
Моя просьба и желание быть удостоенным присутствовать на предстоящем партийном съезде вместе с товарищами Поспеловым Иваном Константиновичем и Ивановым Михаилом Ивановичем. 8 февраля 1921 г.
С искренним к Вам уважением Павел Кор. Калькин «из села Кандалакши, Кемского уезда». Письмо в Совнаркоме получено 18 марта 1921 г. и зарегистрировано за № 1359. Из СНК рукописное письмо П. К. Калькина было передано в Наркомпрод РСФСР.
Письмо Павла Калькина как исповедь. Он перетерпел такое испытание, как исключение из партии. Судя по его письму Калькин как продотрядовец проводил правильную продовольственную политику. Он политически был подготовлен, судя по его оценке антипартийных платформ перед X съездом партии.
Письмо Павла Калькина представляет интерес, а как сложилась его дальнейшая судьба, местные историки и краеведы по публикуемому письму могут провести необходимые исследования, так необходимые в изучении истории местного края. Упомянутые в письме Поспелов Иван Константинович и Иванов Михаил Иванович не были делегатами X съезда партии.
С. БЕЛЯКОВ, заслуженный работник культуры РСФСР
Газета "Ленинская Правда", № 18(20389), пятница, 22 января 1988 года , Цена 3 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области