Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Поиск и вдохновение
МОСКОВСКИЕ ГACTРОЛИ


Затаенная тишина зрительного зала столь же многозначительна, столь же радует, как и бурные овации: значит, искусство овладело умами и сердцами зрителей. Подобное сопереживание можно было наблюдать во время спектаклей Академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР, который привез в Москву, как обычно, немало новых постановок, в том числе оперы и балеты белорусских композиторов.


...Сквозь тусклое марево догорающего пожара еле различимы серые, бесплотные фигуры. Едва слышным шелестом возникают голоса, постепенно обретающие пронзительность стонов, и вновь затухают, растворяясь в шепоте: «Мы — пепел, мы — пепел, мы — пепел...»


Хор сожженной фашистами деревни — одна из наиболее впечатляющих сцен оперы Генриха Вагнера «Тропою жизни», сюжетной основой которой стала повесть Василя Быкова «Волчья стая». Либреттист и постановщик С. Штейн, поэт А. Вертинский, художник Ю. Тур, дирижер В. Мошенский стремились передать суровую простоту прозы Быкова и не оскорбить оперными штампами трагически светлую историю партизанской мадонны.


Г. Вагнер—опытный мастер во многих музыкальных жанрах, но в оперном — дебютант. Быть может, поэтому так свежо и своеобычно его произведение. Как известно, в современных операх часто преобладает речитатив как наиболее «реалистичная», приближенная к разговорной речи форма, а душа оперы—выразительное пение — отсутствует. В «Тропе жизни» композитор не пренебрег традициями жанра, где должен господствовать вокал, широко использовав ариозо, дуэты, различные оперные ансамбли.


Действие оперы развивается в наши дни и в годы войны. События, о которых вспоминает бывший партизан Левчук, столь трагичны, их участники переживают такие душевные потрясения, что пение воспринимается как естественный и необходимый способ выражения чувств. Работая с актерами, режиссер старался воскресить в их памяти пережитое в войну. Вероятно, поэтому так искренно и правдиво сценическое поведение Левчука — А. Савченко, Клавы — Н. Козловой, да и других исполнителей. Их глубокие личные переживания воздействуют на зрителей с той же силой, как эмоциональная насыщенность музыки и образное сценическое решение этого волнующего спектакля, удачного, с моей точки зрения, примера отражения современности в музыкальном театре.


Теме народной борьбы, самой дорогой для всего белорусского искусства, посвящены многие постановки театра. Среди них и те, что созданы талантливым содружеством дирижера Ярослава Вощака, балетмейстера Валентина Елизарьева, художника Евгения Лысыка.


Сценография Лысыка всегда выражает идейную концепцию спектакля. Для балета А. Хачатуряна «Спартак» он создал охватывающий сцену покатый станок, на котором высятся скульптурные изображения римских императоров. Но их величественные торсы покоятся на подгнившем основании — яркий образ разлагающейся империи. Ему противопоставлена Ника Самофракийская — символ свободы. В победные моменты восстания рабов статуя начинает светиться, как путеводный факел. Новая редакция партитуры балета отличается суровым лаконизмом. Отказ от иллюстративных моментов усилил выразительность музыкальных образов и придал звучанию оркестра под управлением Я. Вощака покоряющую силу.


...Как тягостен этот все замедляющийся проход восставших вверх и вниз по наклонному станку: ясно представляются палящий зной и крутые горные тропы. Спартак вместе со всеми — поддерживая падающих, ободряя отчаявшихся. Тесная связь с народом и благородство души — главные черты образа, убедительно созданного В. Комковым. Быть может, в нем мало эффектной героики, но он подкупает человечностью. По-новому осмыслен и образ Фригии, моментами она даже сильнее духом, чем Спартак. В их дуэтах, как и во всем балете, отлично поставленном В. Елизарьевым, возникает характерный для него синтез пластического своеобразия и психологической правды. В сценах с Крассом хрупкая фигура Фригии — Н. Дадишкилиаян обретает гибкость и прочность стальной пружины, отбрасывающей насильника. Красс А. Куркова красив, распущен и жесток. В бою же он и его окружение преображаются, становясь бесстрастно действующими машинами убийства.


Неисчерпаемым источником вдохновения для театра стали произведения белорусской литературной классики. Две его недавние работы — опера Ю. Семеняка «Новая земля» и балет Е. Глебова «Курган» созданы по мотивам поэм Якуба Коласа и Янки Купалы. Перевод в иной жанр искусства на этот раз оказался сопряжен с немалыми потерями. 


В первую очередь в ясности содержания. Как в опере, так и в балете непонятны причины многих событий и поступков героев.


В музыке «Новой земли» использованы подлинные фольклорные темы, однако ощущение правды народной жизни в опере не возникает. Вероятно, близость к ней могла быть достигнута не внешней красивостью спектакля, а глубоким постижением душевной красоты народного характера.

Генрих Майоров — талантливый хореограф-миниатюрист и в постановке балетов проявлял мастерство точной пластической характеристики. В «Кургане» он избрал иной путь — обобщенных танцевальных образов.


Однако обобщение воздействует лишь тогда, когда оно опирается на конкретную реальность. Угадать же историческую реальность в балете трудно. Между тем в партитуре Е. Глебова из общего музыкально-симфонического потока вырастают и тема борющегося народа, и сильные, психологически убедительные характеры героев. Словом, есть опора на эпическую лиру Янки Купалы.


Конечно, и в этих спектаклях немало добротно исполненных ролей: это Михал — А. Савченко, Наталька — Н. Павловой, Князь — Ю. Раукутя, Машека — В. Иванова. Но актерам не всегда удается преодолеть спорность, а подчас и примитивность постановочных задач.


Оперная и балетная классика неизменно составляет основу репертуара белорусского Большого театра. «Иван Сусанин» М. Глинки, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Дон Карлос» Дж. Верди позволили судить о различии творческих индивидуальностей дирижеров — А. Анисимова, Т. Коломийцевой, Я. Вощака и выявили диапазон возможностей певцов — Я. Петрова, В. Экнадиосова, Л. Колос, О. Тишины, Н. Галеевой. Большинство из них — молодежь, с которой в этом театре работают серьезно и постоянно.


Балетная классика была представлена «Щелкунчиком» П. Чайковского в новой, интересной по мыслям редакции В. Елизарьева, которая заслуживает особого разговора, а также романтической «Сильфидой» и концертным отделением. Уровень их исполнения подтвердил, что в театре выросла сильная, разнообразная по индивидуальностям и современная по диапазону мастерства балетная труппа.


Порадовал театр и вниманием к детям, показав оперу болгарского композитора А. Владигерова «Волк и семеро козлят», поставленную режиссером М. Изворска-Елизарьевой с большой фантазией и знанием детской психологии.


И, наконец, белорусы познакомили нас с кантатой известного немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана». В ее основу положены стихотворные тексты средневековых бродячих поэтов-вагантов, жизнелюбцев и бунтарей. Елизарьева и Вощака привлекло в кантате Орфа, помимо ее музыкальных достоинств и новизны сценической формы, обращение к вечным, всегда актуальным темам нравственной чистоты, преклонения перед красотой природы, борьбы с изуверством и лицемерием церкви. Поэтому они воплотили кантату с вдохновенным мастерством. Их достойными соавторами выступают художник Э. Гейдебрехт, создавший образное оформление, определившее атмосферу спектакля, и главный хормейстер А. Когадеев, проведший огромную работу с хором по разучиванию я интерпретации латинских текстов (кантата исполняется в подлиннике).


Главной удачей постановки мне представляется слияние всех выразительных средств и подчиненность их единой художественной задаче: утверждению духовной силы человека, его способности противостоять силам зла, включая слепую фортуну. В финале спектакля обращенный к ней гимн теряет свою грозность — в нем начинает мощно звучать радость жизни, находящая восторженный отклик в зрительном зале.

Постановкой «Кармина Бурана» театр продемонстрировал высокий уровень мастерства всех своих творческих сил.


Академический Большой театр Белоруссии посвятил свои гастроли 40-летию освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. Эта знаменательная дата ко многому обязывала. И думается, что разнообразие гастрольной афиши и талантливость многих спектаклей убедительно свидетельствовали о том, что оперное и балетное искусство Белоруссии развивается плодотворно.


Н. ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ.  Кандидат искусствоведения.

Газета "Правда", Понедельник, 30 июля 1984 года, Цена 5 коп


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Газета "Правда" | Просмотров: 2753 | Автор: JohnGonzo | Дата: 18-12-2010, 12:41 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •