Выехав из столицы США на юг, попадаешь через час в городок Фредериксберг, богатый историческими достопримечательностями. Там есть, например, старинный особняк, где жила мать первого президента США,
Сохранился, также уличный каменный постамент, с которого распродавали темнокожих рабов. А на прошлой неделе поблизости от Фредериксберга обнаружилась вдруг еще одна — мрачная достопримечательность.
Объект всеобщего любопытства — двухэтажная белая вилла посреди аккуратно подстриженной лужайки, окруженной деревьями. Все двери виллы накрепко заперты. Все окна занавешены. Хозяином виллы зарегистрирован в местном муниципалитете некий офицер ЦРУ, но его жилище кажется сейчас необитаемым.
Однако еще двенадцать дней назад здесь полдюжины стражников ЦРУ и ФБР круглосуточно держали под надзором советского пленника Виталия Сергеевича Юрченко. Здесь его пичкали наркотиками, допрашивали, пытались шантажировать и запугивать. Теперь внутри белой виллы временно, не творят черных дел, ибо их публично разоблачил Юрченко и точно указал адрес своего недавнего заточения.
На вашингтонской пресс-конференции в посольстве СССР Юрченко настолько достоверно описал, как его старался обработать в неволе сам директор ЦРУ Кейси, что тот сегодня стыдливо помалкивает, ничего не отрицает и скрывается от охотящихся за ним газетчиков. Столичная «Вашингтон пост» констатирует: «Юрченко сумел опозорить ЦРУ». По тому же поводу «Нью-Йорк таймс» скорбит: «Юрченко сделал, так, что наши шпионы выглядят в итоге головотяпами». Опекающий ЦРУ председатель сенатской комиссии по разведке Дэвид Дюренбергер горюет:
— Из-за Юрченко у нас теперь по всей физиономии размазаны тухлые яйца.
Однако все эти причитатели ничуть не сочувствуют спасшейся жертве террора их спецслужб в Нью-Йорке и Вашингтоне сожалеют, что Юрченко повезло в отличие от иных случаев, когда таких же пленников ЦРУ гноили тайно по три с половиной года в тюремных одиночках, допрашивали, грозили убить, доводили до полного отчаяния. Такие пытки назвал «бесчеловечным, обращением» даже предыдущий директор ЦРУ Тэрнер.
После, отлета Юрченко из Вашингтона домой в Москву сенатская комиссия по разведке потребовала от ЦРУ предоставить детальный отчет о причинах провала антисоветская акции и возможных, последствиях. На сей счет, как стало известно, разгорелась жаркая перепалка между законодателями, ЦРУ, аппаратом Белого дома и сотрудниками совета национальной безопасности при президенте. Их всех растревожило одно замечание Юрченко на его пресс-конференции:
— Отныне я знаю ваши мерзкие повадки гораздо лучше, чем кто-либо, прочитавший о том же тысячу книг.
Эта реплика вызвала тут немалые опасения, что Юрченко намерен продолжить из Москвы разоблачение злодеяний ЦРУ, а в результате некоторым главарям сего ведомства придется несладко. Вашингтонский сенатор Мальколм Уоллоп рассказывает, что заместитель директора ЦРУ Джон Макмагон вскоре после пленения Юрченко уверял его:
— Держу пари на мою карьеру, что у нас будет с Юрченко все в полном порядке.
Сейчас Макмагон, подобно его шефу, не отвечает ни на какие запросы журналистов,
И. АНДРОНОВ, соб. корр. «ЛГ» НЬЮ-ЙОРК
"Литературная газета", № 46(5060), 13 ноября , среда, 1985 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области