Сначала о фактической стороне нашумевшего дела. 10 июля в гавани Окленда (Новая Зеландия) взрывами мин было потоплено стоявшее в ней судно «Рейнбоу Уорриор», принадлежавшее пацифистскому движению «Гринпис». При этом был убит фотограф, находившийся на борту судна, гражданин Голландии Фернандо Перейра.
Организация «Гринпис» направила «Рейнбоу Уорриор» в Новую Зеландию, чтобы оно возглавило флотилию протеста против французских ядерных испытаний на атолле Муруроа.
Готовили и осуществили взрыв два специальных агента французской спецслужбы, немедленно покинувшие страну. Им помогали «супруги Тюранж» — граждане Франции Ален Мафар, 35 лет и Доминика Приер, 36 лет. Оба — тоже агенты французской спецслужбы, «наблюдавшие» за «Рейнбоу Уорриор» изнутри — они были членами его экипажа. У первого — звание майора, у второй — капитана. Супружество, как и паспорта на вымышленную фамилию Тюранж, — фальшивое. Ими снабдила их та же французская спецслужба.
Мафара и Приер арестовали в Новой Зеландии. 15 июля им было предъявлено обвинение в убийстве, заговоре и поджоге. Речь шла о предумышленном убийстве.
В понедельник 4 ноября в Окленде прошло предварительное слушание дела о взрыве «Рейнбоу Уорриор» и убийстве в связи с потоплением судна. С Мафара и Приер сняли обвинение в убийстве, и им предъявлено менее серьезное обвинение — в «непредумышленном убийстве» и поджоге.
С сообщением об этом выступил государственный обвинитель Пол Ниазор в самом начале предварительного разбирательства дела. На снятие прежнего обвинения потребовалось всего... полчаса! Адвокат Жерар Карри, защищающий обвиняемых, заявил судье Р. Джилберту, что его клиенты хотят признать себя, виновными в непредумышленном убийстве и поджоге, и попросил зачитать обвинение. Это был первый жест-намек на то, что обвинение готово заключить сделку с Мэфаром и Приер. Итог — в обвинительном заключении они обвиняются в непредумышленном» убийстве (всего лишь!) в связи с гибелью голландца Перейры и в поджоге в связи с их причастностью к потоплению «Рейнбоу Уорриор». На вопрос, считают ли они себя виновными или нет, оба обвиняемых не колеблясь ответили:
— Виновны!
Государственный обвинитель Ниазор заявил, что обвинение согласно с тем, что у Мафара и Приер вовсе не было намерения убить или ранить кого-либо и они не знали, что взрывчатка заложена в таком месте, что ее взрыв может повлечь чью-либо смерть. Ничего не изменила и констатация со стороны обвинения, что признание вины означает взятие на себя значительной доли ответственности за последствия этого диверсионного акта.
Джилберт приказал оставить обвиняемых под арестом до вынесения приговора 22 ноября и предложил им прибыть в окружной суд через три дня для предъявления им обвинений в нарушении иммиграционных законов (незаконном въезде в страну по фальшивым паспортам!).
Еще одна справка — непредумышленное убийство по законам Новой Зеландии не предполагает обязательное вынесение приговора. Убийство же с отягчающими обстоятельствами влечет за собой пожизненное заключение или содержание в тюрьме минимум 7 лет! Теперь же Мафар и Приер в худшем случае получат 4 года, да и то, возможно, чисто символических. Уже говорят о том, что их могут выслать во Францию.
А как быть с показаниями 150 свидетелей и тысячами улик, которые готовили для предъявления суду? Ими просто пренебрегли. Во имя чего? Для того, чтобы замять скандал с «Гринпис» и преступление французской спецслужбы, отдавшей приказ о потоплении «Рейнбоу Уорриор». Премьер-министр Франции Фабиус признал, что дело обстояло именно так. Также признано, что Мафар и Приер входили в шестерку французских агентов, следивших за судном «Гринпис». Вот вам и право на защиту участников борьбы против ядерных взрывов... А что же руководители движения?
По нашему мнению, заявил руководитель «Гринпис» Мактэггарт, это было предумышленное убийство. Хотя шансы увидеть торжество справедливости, по-видимому, уменьшились.
И. А.
"Литературная газета", № 46(5060), 13 ноября , среда, 1985 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области