В последние годы наша театральная критика часто «отпевала» «производственную драму». Не устраивали ее конфликт и сюжеты. Удручала повторность социологических ситуаций, Ставился под сомнение сам герой такой драмы: дескать, и не герой вовсе, а ходячая авторская декларация.
Но этот скептический тон нимало не повлиял на зрительские ожидания. Нам по-прежнему было интересно, что творится в деловых кабинетах и цеховых стеклянных каморках, о чем думают и за что борются люди, призванные двигать вперед научно-технический прогресс.
Интерес этот был подтвержден, когда на афише Ленинградского театра драмы и комедии появилось имя молодого прозаика и драматурге, социолога по профессии, Александра Радова. Его «Иск» — производственная пьеса по роду и пафосу своему.
В одной и той же декорации вальяжного директорского кабинета разворачиваются оба действия (художник И. Бируля). Внешне все здесь достаточно благопристойно и чинно. Существует завод со своим планом и программой, отчетливо вращаются колесики и маховики управленческого аппарата, каждый — при деле, да еще, пожалуй, и при кипучем деле, ибо, например, снабженцы сбиваются с ног, чтобы обеспечить драгоценное производство всем необходимым. Внешнюю чинность заведенного механизма подчеркивают неторопливые мизансцены, начала (постановка народного артиста РСФСР Я. Хамармера и В. Осипова).
Но равновесие давно отлаженного оказывается сплошь иллюзорным. Станки, которые выпускает завод, давно и безнадежно устарели, надо переиначивать весь цикл, но именно на это-то и не хватает усилий бурно функционирующего аппарата.
Кажется, в омертвевшей конторе вообще не сыскать свежего следа. Здесь, впрочем, и есть завязка драмы — талант в спекшемся целом.
Имя конструктора Никулина возникает сперва в разговорах, спорах, в тщательном расследовании, которое ведет на заводе заезжий журналист. И шаг за шагом обнаруживается: давно можно было работать иначе, лучше. Но незаурядность оказалась ненужной и неудобной в атмосфере служебного амикошонства, талантливого человека оттирали в сторону.
Со второго акта, когда все на сцене уже прояснено и истолковано, звучит в спектакле тема иска, предъявляемого обществом ленивым и нерадивым «деловым людям». Иск о таланте, измеряемый и десятками миллионов рублей, и невозвратимыми моральными потерями. Открытая будоражащая публицистика, все называющая открыто и прямо, царствует на сцене. Этим и жив, этим и интересен новый опыт производственной драмы, предложенной ленинградским театром.
А. ЕГОРОВ, ЛЕНИНГРАД
"Литературная газета", № 46(5060), 13 ноября , среда, 1985 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области