В жизни каждого большого художника есть тема, которая ему ближе всех иных. Она позволяет ему наиболее полно выразить себя и время, свое образное видение мира. И так же в судьбе каждого творца есть малая родина, в которой полнее всего воплощается мир его радостей и тревог, его счастье и его боль.
Такой темой и такой малой родиной для лауреата Государственной премии СССР Михаила Аркадьевича Суздальцева с юности и по сей день, когда он. ровесник Октября, шагнул в седьмое десятилетие, является Волга Раскрытием ее исторических судеб, воссозданием ее вечно нового, прекрасного и вдохновляющего облика — облика реки-кормилицы, реки — колыбели многих народов — художник занят всю жизнь. ...Вскоре после войны выполнил Михаил Суздальцев свой диплом — живописное полотно «А. М.Горький и Я. М. Свердлов на Волге». Позади были прерванная войной учеба в Институте имени В. И. Сурикова, суровые месяцы, проведенные в народном ополчении под Гжатском, изнуряющая работа в опаленном зноем Самарканде...
В том памятном 1948 году, когда дипломная работа была высоко оценена критикой и приобретена горьковчанами для городского, литературного музея, молодой художник вдруг отчетливо осознал, что сотни этюдов,
набросков, миниатюр, десятки сюжетных картин — все целиком ушло в созданное полотно. Ему пока больше нечего сказать людям. Надо заново открывать для себя Волгу. С тех пор он проводит на Волге и весны, и лета, и осени, открывая ее для себя и для нас новыми, неведомыми доселе гранями, воссоздавая жизнь и быт волжан, создавая многоликий портрет матери русских рек.
1953 год. Михаил Суздальцев представляет на Всесоюзную выставку картину «Навстречу жизни».
...В просторной косоворотке, в брошенном на одно плечо пиджаке, с самодельным посохом в жилистой, крупной руке идет берегом Волги Горький. Его глубокий взгляд направлен далеко за пределы раскинувшейся перед ним запани, деловито пыхтящих пароходов, утлых лодчонок на свинцово-черной воде. Ветер гонит по небу облака, во всем чувствуется назревание бури...
Картина имела большой успех и в считанные дни разошлась по стране в репродукциях, в открытках.
1957 год. Художник завершил многофигурную
композицию «В луга, за Волгу». Это живое, раскованное повествование о радости коллективного труда, о веселой суматохе сборов на сенокос песенном путешествии колхозников по любимой реке до заливных, пряно пахнущих цветами лугов. Теплом любовного, доброго отношения к людям дышит это жизнерадостное полотно.
Михаилом Аркадьевичем Суздальцевым создано столько самобытных живописных и графических работ, посвященных Волге и волжанам, что его альбом
«По Волге», выпущенный несколько лет назад издательством «Советский художник», по выразительности и емкости образной информации об этих местах можно назвать настоящей художественной энциклопедией. Не случайно персональная выставка художника в дни его шестидесятилетия с таким успехом экспонировалась едва ли не во всех крупных городах Поволжья, а затем в Москве.
Когда журнал готовил выпуск «Картинной галереи», посвященный его творчеству, М. А. Суздальцев сказал:
— Кроме Волги, без которой подолгу просто не могу, у меня есть еще одна сердечная привязанность. Хобби, если хотите. Люблю рисовать лошадей. Хоть и нелегко мне теперь отправляться в дальние вояжи, возраст не тот, но тем не менее и зимой и летом стараюсь работать на натуре. Сейчас собираюсь в Саратовскую область.
Буду писать Волгу и, если удастся, лошадей.
Л. ВЕРИН
Журнал "Крестьянка" № 3 1980 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области