Из маленького села Выселки пришло тревожное письмо от подруг-десятикласниц Люси Сафоновой и Шуры Кораблевой.
«Дела в нашем колхозе идут неплохо, — пишут девушки. — На улицах зелено, чисто, деревянные избы стоят прочно, и много новых кирпичных домов. Только нелюдно у нас по вечерам, тихо и пусто, потому что каждый привык сидеть дома».
А дальше Люся и Шура рассказали весьма печальную историю.
В субботний вечер подруги отправились в село Ивановку, на центральную усадьбу, где стоит колхозный клуб. Пришли. А двери, как обычно, на замке. Не оказалось и дома заведующей Вешняковой.
На площади — кучка парней, папироски горят.
Потолкались девушки, потоптались, да обратно — на Выселки. Грустные.
У парней же, что остались возле клуба, кончился вечер по-другому.
Ночью в районном отделении милиции раздался звонок... В акте судебно-медицинской экспертизы позже было записано:
«. ..кровоподтеки, переломы, тяжелые ушибы...» Не выдержал скромный Коля Сажин, вступился за товарища в драке. И потом вовсе не мог вспомнить, с чего началось. Сидел на скамье подсудимых, опустив голову, закусив губу.
Вдумаемся. Началась эта грустная история с замка, что висел на дверях клуба...
Атмосфера деревенской жизни складывается не только из хозяйственных достижений. В огромной мере она зависит от того, как проводят люди свободное время.
Это замечательно, когда колхозные руководители могут гордиться добротными
жилыми домами на центральной усадьбе, школой-новостройкой, кирпичным корпусом мехмастерских. Однако если клуб — развалина, а то и вовсе закрыт на замок, если молодые изнывают от скуки, а старшие не показываются за калитку благоустроенных усадеб, через пяток лет хозяйство остановится в развитии. Труд и свободное время — две стороны одной медали. Высокий урожай, хороший надой — это победа: Но каждый вечер, который парни провели за бутылкой, а девушки в одиночестве, не зная, чем заняться, — поражение. Речь-то ведь идет о молодежи.
На селе центром, где организуют разумное использование свободного времени, является сельский клуб. Позволительно поэтому спросить руководителей партийной, профсоюзной и комсомольской организаций той деревни, где клуб постоянно на замке: как же ведется у них работа среди молодежи, если она не ведется через клуб?
Упорной струйкой текут в редакцию грустные, порой негодующие послания с мест: «клуб закрыт...»,
«...строят три года и не достроят...», «из дому приносим стулья», «...в клубе неинтересно»...
Поэтому хотелось бы обратиться к руководителям и общественности совхоза «Полтавский», Чингирлауского района, Уральской области, села Жанаталак, Макинского района, Целиноградской области, совхоза «Красная звезда», Мари-Турекского района, Марийской АССР, и к немалому числу других.
Сообщите нам, уважаемые товарищи, что изменилось у вас за последние месяцы с клубной работой, и скоро ли обрадуют редакцию совсем другие письма?
Такие, например, как из села Ножовки, Частинского района. Пермской области, где поет известный на весь Урал самодеятельный хор, из уральского же колхоза имени Калинина, где в клубе выпускники музыкальной школы исполняют произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского. Впрочем, всего не перечислить, как не пересчитать и тех деревень и поселков, где в клубах, домах и дворцах культуры работают спортивные секции, лектории, разнообразнейшие кружки самодеятельности, проходят соревнования по профессиям, обсуждение книг, выпускаются стенгазеты и «боевые листки», проводятся чествования и праздники.
Очень важно, особенно для молодежи, чтобы каждый день, наполненный радостью созидания, и кончался радостью.
Возможность разумно, плодотворно использовать свободное время дается большим трудом, совместными усилиями многих. С неба не упадут сами готовый талантливый хор и спортивные рекорды.
Началом всему должна быть опять-таки молодежь — та самая, что будет петь, плясать, выступать на диспутах, на борцовском ковре, с трибуны агитбригады.
С этой точки зрения удивление вызывают иждивенческие нотки, которые проскальзывают в некоторых письмах парней и девушек. «В клубе протекает крыша...», «Просили электрогитары, председатель отказал».
Но ведь если в доме потекло с потолка, человек берет в руки инструмент, а не перо, чтобы пожаловаться. Почему же и молодежи не проявить инициативу? Добиться, чтобы правление выделило строительные материалы, да и в свободное от работы время взять и починить эту крышу?
Что же касается электрогитар, позволительно спросить: хорошо ли уже сыгрался ансамбль на обыкновенных гитарах? Председатели колхозов — народ расчетливый, им надо сначала точно знать, что деньги не вылетят на ветер, и, только имея эту уверенность, они откроют колхозную кассу. Очень правильно, кстати.
Всего лишь энтузиасты нужны для того, чтобы сделать волейбольную площадку и приступить к тренировкам под руководством преподавателя физкультуры из десятилетки.
Другими словами, молодежь должна начинать действовать сама, а дело руководителей — поддержать всякое серьезное начинание.
И возвращаясь к тому, что произошло в селе Ивановке, скажем: не одна только завклубом Вешнякова виновата в случившемся с Николаем Сажиным.
Как, например, расценить решение председателя колхоза, назначившего на этот пост «перессорившуюся со всеми доярками на ферме»? И куда смотрели в данном случае, секретари партийной и комсомольской организаций? Разве не понимают они того, что заведующий клубом — это не просто человек, закрывающий и открывающий клуб, это воспитатель, от которого во многом зависит духовный и нравственный рост людей?
Е. СЕДОВА
Журнал "Крестьянка" № 3 1980 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области