Александр Перевозчиков
Осенний смотр произведений художников прибалтийских республик в Центральном выставочном зале Москвы был посвящен пятидесятилетию образования Союза ССР. Художественное творчество Литовской, Латвийской и Эстонской республик представляли живописцы, графики, скульпторы, прикладники, дизайнеры. Выставка насчитывала более тысячи двухсот произведений.
Прибалтийские национальные художественные школы, яркие, самобытные, со сложившимися традициями, со своими патриархами и авангардными группами, со своими путями развития, очень близки одна другой по существу своему. Едва ли не половина участников экспозиции в Манеже — молодые художники. Молодые — возрастом. Творчество их зрело и значительно. Подтверждение тому — работы вильнюсского скульптора Д. Ф. Матулайте «Неринга», эстонского ваятеля Ыуна Юла «Песня», произведения латвийского художника-станковиста Ю. Т. Звирбулиса, создавшего иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, акварели Я. Анманиса, офорты Л. Зикмане, интересная графика эстонских художников X. Ларетей, Винта Тыниса…
Одной из особенностей выставки стала ее широкая художественная публицистичность. Перед зрителями предстает эпически развернутый спектр сюжетов, осмысленных через призму нашей современности.
Жизнерадостен живописный колорит картины латвийского художника Л. А. Бумане «Студенческое лето». В разгаре третий трудовой семестр — будни строительного отряда. Лето студенческих песен и самоутверждения — трудом. Они строят дома. И главное — строят себя.
Молодежи посвящено полотно эстонского художника Юрри Пальма. «Ансамбль» — так называется эта картина, одна из самых интересных его работ.
Монументально очерчены фигуры участников ансамбля. Напряженной передачей сложной цветовой гаммы подчеркивается обстановка творческой сосредоточенности каждого и духовной спаянности всех. Произведение молодого латвийского живописца
С. С. Музиса «В дальний рейс» — о романтике морских дорог, о предстоящем расставании. Они рядом, но уже не вместе. Художник находит свежие краски, чтобы передать это неуловимое состояние начавшейся разлуки и продолжающейся любви.
Изображение наших дней в живописи было бы неполным без связи с днем вчерашним. К тревожным годам становления Советской власти в Прибалтике возвращает полотно литовского художника С. В. Джяукштаса «Смерть активиста». Выставка обнаруживает тяготение к глубинному выражению современности. Это можно почувствовать и в ее портретной части.
Ведь портрет, удавшийся вполне как выражение характера,— историческое свидетельство эпохи.
Если время создает нового человека, то художник его запечатлевает на полотне. Портрет — диалог мастера и того, кто выбран им для изображения.
Картины эстонского художника Субби Олева, темпераментные по цвету, удивительно тональны. Изобразительное пространство его картин свободно от мелочей. Ему чужд элемент случайного и всего того, что губительно для изысканной простоты живописных полотен.
Портрет Хельги и Энна Пылдроос покоряет задушевностью настроения. Художник пишет лица молодых людей с нескрываемой теплотой и симпатией.
Они кажутся озаренными каким-то особенным светом, светом чистоты, одухотворенного единства, полной гармонии… Высокий психологический настрой портрета Субби Олева поддерживается насыщенной цветовой средой, полной утонченной прелести.
Совершенно в иной плоскости расположена творческая доминанта вильнюсского художника И. К. Шважаса. Мир техники, машинный век стали миром его полотен. Он записывает их крупными, спешащими мазками, предельно точно передавая соотношение цвета, формы, объема, ритма. Его «Локаторы» напоминают гигантские раскрывшиеся цветы, прислушивающиеся к космосу. Теме морского индустриального пейзажа посвящена его работа «В Клайпедском порту».
Мы смогли остановиться на некоторых образцах живописного искусства, но ведь еще были превосходно выписанные пейзажи, проникновенно волнующие автопортреты, со вкусом разработанные интерьеры и натюрморты, и многое, многое другое из произведений художников Советской Прибалтики.
Журнал «Юность» № 12 декабрь 1973 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области