Юрий Цишевский
Заметка с выставки молодых художников
Не только молодой, но и зрелый художник всегда с робостью и сердечным трепетом подходит к белому квадрату загрунтованного и натянутого на подрамник холста. Как много таинств содержит в себе этот белый квадрат и как
много возможностей хранится в арсенале живописных приемов, накопленных веками у различных поколений художников, чтобы вдохнуть в него жизнь, превратить в картину, заставить волноваться зрителя!
А для того, чтобы избрать тот или иной прием, надо иметь творческий опыт, талант, фантазию и дерзкую смелость. Но к этому надо добавить еще одно необходимое для художника качество: уметь зорким глазом наблюдать окружающую жизнь, уметь ею восхищаться и удивляться ее самым, казалось бы, обычным проявлениям.
Да, именно удивляться с наивностью ребенка, и только тогда краски на белом квадрате «заиграют», «запоют»...
Не все молодые художники из многих наших союзных республик, выставившие свои полотна в залах Академии художеств СССР в марте этого года, смогли в равной степени донести до зрителя всю значительность и всю романтическую приподнятость больших и малых проявлений окружающей нас жизни. Но интересных работ, подтверждающих высокую требовательность художника к своему мастерству, было показано немало. Не случайно также и то, что выставка открылась под крышей Академии художеств. Это говорит о том, что старшее поколение проявляет большую,
отеческую заботу о молодой художнической поросли и дает ей возможность показать себя во всем многообразии творческих приемов, школ и национальных традиций.
Творческие приемы на полотнах молодых не везде были самостоятельны. Подчас тот или иной холст напоминал нам творческую манеру старых мастеров итальянской или голландской школы, иногда использовались стилевые приемы русского народного искусства или известных художников первых лег Советской власти. В развернувшейся дискуссии некоторые критики посчитали это «цитатами» из прошлого. Ну что ж, многие из молодых начинают с подражания своим учителям, и хорошо, что они начинают свой путь с изучения великого наследия мастеров реалистической школы, это помогает им осваивать мастерство, разыскать свою заветную дорогу в большое искусство. Мы видим, как эта дорога уже нащупывается на современной почве советской действительности.
На цветной вкладке и оборотных страницах обложки этого номера мы представили далеко не полную картину выставочной экспозиции, но даже по этим «фрагментам» читатель может судить о том, насколько разнообразны молодые мастера живописи, сколь не схожи их творческие поиски и насколько крепко их объединяет дерзновенное желание воспользоваться поэтическими метафорами, чтобы показать сложный и богатый мир своего современника — молодого человека эпохи строительства коммунизма.
Журнал «Юность» № 6 июнь 1976 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области