Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Кто примет эстафету?
В ПИСАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ДЕНЬ ЗА ДНЕМ


До чего все-таки огромно Нечерноземье, как непохожи его края и города! Кажется, только вчера ходил по Архангельску, любовался студеными пронзительно чистыми красками северной морской осени, океанскими кораблями на царственной лиловой Двине, и вот уже за окном Калуга, уютная, теплая, яблоневая Калуга, собравшая в себе, кажется, всю прелесть средней России. Тула рядом — в полутора часах езды, а совсем другой город. Больше рабочей деловитости и суровости в облике, тонет наивный провинциальный «ампир» среди заводских громад.


А писательские организации похожи. Примерно одинаковые по численности. Так же хлопочет бюро пропаганды, оформляя командировки на заводы и в колхоз. И даже помещения сходные: тесные и неудобные (наконец-то калужанам дали несколько комнат в бывшем здании облисполкома). Все похоже, кроме книг. Разные края - разная тематика, несхожие дарования.


В Архангельск я угодил к 50-летию писательской организации. Северяне ее любят, и юбилей отмечался широко: с тематической страницей в «Правде Севера», с многолюдным торжественным собранием во Дворце культуры моряков. Да и как не любить, если для стольких литераторов стал этот город, этот край взлетной площадкой! Уж не знаю почему, но резонансные ели, морошка и писатели особенно хорошо растут именно на этой суровей почве — от Белого моря до Вологодчины.


Когда беседовал с ответственным секретарем организации Н. Журавлевым, он заметил: «Вот здесь была редакция, где работал отец Леонида Леонова». На архангельской земле жил А. Грин, написал первый рассказ А. Серафимович. Архангельск подарил Ю. Герману «Россию молодую» (когда недавно по телевидению шел сериал по славной этой книге, улицы пустили). А. Яшина и О. Фокину можно в равной мере считать вологжанами и архангелогородцами. И ленинградец Ф. Абрамов с этой земли взял своих Пряслиных, со своей родины, и в ней похоронен — в Верколе на Пинеге. А С. Писахов с его буйными сказками Сени Малины, а Н. Жернаков—летописец Поморья, а чудо северное — Борис Шергин, которого можно читать и перечитывать бесконечно! И сегодня в Архангельске сильный отряд писателей, у которых одно кредо: «Не любить Север невозможно». Так сказал Е. Богданов в одном из интервью. Моряки, лесорубы, землепашцы, рыбаки — люди суровой и честной жизни, совестливые и независимые трудяги, несущие в себе особую природную, северную интеллигентность, — вот герои их книг.


За 50 лет — 360 книг, 100 миллионов экземпляров — да, тут есть чем гордиться! Но...


— Растем медленно,— говорит Н. Журавлев.— Никак тринадцатым членом организации обзавестись не можем. Только примем — забирают в центр.

— А кто был тринадцатым «а»?

— Дмитрий Ушаков.

— А тринадцатым «б»?

— Личутин Володя.

— Ну тогда вам можно только пожелать растить «тринадцатых» по всему алфавиту, до «я» включительно...


— Так-то оно так, да с молодежью больно плохо. Вы смотрите, что получается. Я в 1973 году начал работать секретарем. Тогда у нас было шесть человек до 40 лет. Сегодня только трое моложе пятидесяти. Сейчас на подходе интересный прозаик — учитель Рябов, но ведь ему 46! Будем писать «молодой писатель», а возраст не укажем...


И это обидно, потому, что у нас богатейшие возможности печататься. Свое издательство, молодых оно любит. Журнал «Север», по соседству в Петрозаводске, тоже охотно их печатает. За три года шесть книжек выпустили начинающих авторов.


Два коллективных сборника — прозы и поэзии, но по-настоящему молодых мало. Медленно зреет народ. Знаете, что мне сегодня кажется? Вообще, и в жизни больно долго молодых за ручку водим. Поэзию возьмите: одна сугубо личная тематика. Любовь, ревность, разлука... Знают, как писать, литературно, с точки зрения формы куда грамотнее, чем мы были в их годы. Не знают, о чем писать, с содержанием плоховато.


— Инфантильность молодежи — беда общая, не только литературная. Что делать, в чем вы видите выход?


— Надо нам, наверное, иначе работать в девяти наших литобъединениях. Больше нажимать на содержание, бросать ребят в творческие командировки: на заводы, в колхозы, на суда (морскую, главную для нас, тематику порядком запустили), И еще: пораньше начинать поиск талантов. Со школы. Еще одно соображение: если есть поблизости выдающийся художник слова, то рядом с ним обязательно гуще, сильнее молодая поросль. Особенно если он печется о смене, помогает. Мы горько жалеем о потере Федора Абрамова. Как он нежно относился к молодым на архангельской земле. Как умел замечать малейшие ростки таланта!


Беседа с Журавлевым как бы определила темы разговора в Калужской писательской организации. Темы две: специфика этого отряда писателей, о чем они в основном пишут. И как быть с молодежью?


— У нас в организации 18 человек,— сказал ответственный секретарь М. Кузькин (Воронецкий). — Нечерноземная деревня — вот наша боль и радость. У калужских литераторов теснейшие, постоянные связи с районами области. К примеру, С. Васильчиков давно дружит с Жиздринским районом, В. Волков — с Козельским, И. Синицын — с Думиничским, чуть не по полгода там живут. Сейчас новый район создали — Износковский. Мы решили взять над ним культурное шефство. Организация наша тоже в общем-то стареет. Но все-таки четверо тридцатилетних. Сейчас еще двоих растим. Пристрастие прозаика Федичева — народные ремесла. Он написал прекрасную повесть о тарусских кружевницах. С. Михеенков, тоже в прошлом деревенский парень, газетчиком в районе работает и пишет о жизни села. Вот «городская линия» несколько слабее. А в целом с Журавлевым согласен: поздновато ребята созревают. «Начинающий» и «молодой» далеко не одно и то же. Хотелось бы услышать и голос тех, кому от 18 до 25.


Ну, а самая главная наша проблема: где печатать, начинающих? У нас нет такой богатой базы, как у северян. Приокское книжное издательство в Туле Дает калужанам лимит: два названия прозы и два—поэзии в год. Кто-то из писателей обязательно будет юбиляром, его придется печатать... Что останется молодым? Мы до сих пор крепко обижались на Тулу. Но сейчас там идут хорошие перемены. И в писательской организации, и в издательстве.
Будем надеяться, что они пойдут на пользу всей приокской периферии: и нам, и орловцам, и рязанцам, и писателям Брянщины...


«Спроси с себя строже» — так назывались заметки с собрания тульских писателей, опубликованные в газете «Коммунар» 28 июня 1985 года. Не все в этом материале, как говорят сами писатели, было точно, но общая картина жизни организации была представлена красноречиво.


Маленькое отступление. Вот Н. Журавлев рассказывал: однажды послали группу молодых авторов на Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. Они не только стихов или прозы, но даже очерков оттуда не привезли. Я на том комбинате не раз бывал и очень понимаю трудности молодых писателей.
Если там жить годами, то может не только очерк, но и роман получиться. Коллектив интересный, острый, творческий. Если наездом...


Как-то я один свой очерк именно с этого и начал: с трудностей для гостя-писателя: «Есть романы о металлургах, повести о рыбаках, но я что-то не встречал художественного произведения о целлюлозниках. Наверное, очень уж труден для писателя их производственный антураж.


Прежде чем описать конфликт вокруг содержания лигнина в древесной массе или скорости ленты на пресс-пате, надо ввести читателя в курс дела, а пока будешь вводить, читатель-нецеллюлозник уснет от скуки.

К тому же все упрятано в трубы и в аппараты. Хорошо писать о сталеваре: «Сверкающая струя металла ударила из-под пики». А здесь, если что начнет «сверкать» и «ударять», то лучше быть подальше — об этом акты пишут, не романы...»


Тула — сугубо индустриальный край. В Туле тоже полно автоматизированных сложнейших производств. А писатели-туляки, в отличие от калужских, в большинстве своем горожане, «индустриалы», так что хлеб у них очень нелегкий. Но есть и колоссальное преимущество. Это же Тула!


Город, где промышленность существует с давних времен, где «железное дело» обросло традициями, легендами, сказками. Где Левша жил. Где потомки Левши однажды вышли из своих цехов, образовали рабочий полк и отбросили от стен города лавину танков, прошедших через всю Европу. Яркая, героическая, многокрасочная Тула! И вот старейший тульский писатель И. Панькин годами, по крупице собирает фольклор Оружейной слободы и выдает на-гора «Легенды о мастере Тычке». И этот мастер становится вторым Левшой, входит в душу города...


А один из самых молодых писателей, А. Жуков, пишет книжку «Мальчишки с оружейных улиц», отражающую интересные страницы города в гражданскую войну. А. Харчиков, Н. Парыгина, М. Казакова пишут о жизни современников - горожан. 36 книг за 2 года — немало!

На собрании отмечалось, что «среди книг тульских писателей не оказалось таких, которые получили бы широкий всесоюзный отклик, многие так и
остаются на уровне как бы «местной» литературы».


Организация постарела во многом забюрократилась, молодым не давали ходу. В ней самой нарастал протест против всего этого. И одним из самых активных бунтарей стал именно Иван Федорович Панькин. (Очень это по-человечески красиво и очень в традициях совестливого русского писательства, что именно «патриарх» поднялся за интересы молодежи. Ведь если лимиты на новые книги в Приокском издательстве малы, то что выиграет лично Панькин от того, что напечатают его молодых протеже: поэтов М. Лубянского, Н. Завалишина и других? Ничего, скорее, проиграет...)


Руководство писательской организации было переизбрано, обновился и руководящий состав издательства. Важные посты в нем заняли молодые писатели И. Арясов и А. Жуков. Но проблема «печатаемости» молодых осталась. Сейчас туляки думают об альманахе, выходящем шесть раз в год.


Заканчивая этот репортаж из жизни трех писательских организаций Нечерноземья, я невольно задумался: не многовато ли в нем проблем, критики и самокритики? Достаточно ли добрых слов о литераторах трех областей, которые, право же, их заслуживают? Успокаивают меня два обстоятельства. Во-первых, этот проблемный дух идет не от автора репортажа, а от его героев — писателей, с их подачи. Им, как говорится, виднее. И, во-вторых, время сегодня не такое, чтобы только курить фимиам и раздавать лавровые венки. В жизни страны побеждает дух перемен, обновления, нетерпимости к застою. Так почему жизнь, писательской организации должна Выть исключением?


А. НИКИТИН, соб. корр. «ЛГ» по Нечерноземью


АРХАНГЕЛЬСК — ТУЛА — КАЛУГА


"Литературная газета", № 46(5060), 13 ноября , среда, 1985 г.


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Литературная газета | Просмотров: 3162 | Автор: platoon | Дата: 4-11-2010, 07:39 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •